Проверяемый текст
Ягьяева Мадина Аждаутовна. Межэтническое взаимодействие в сфере духовной культуры (Диссертация 2002)
[стр. 23]

23 Культурный обмен между нациями и народами в той или иной степени происходил и происходит на всех этапах истории.
В современном обществе всё большее значение приобретает коммуникативный аспект культурных процессов.

духовными «Размываются» и национальные границы, ускоряется между обмен материальными ценностями национальными культурами.
Усиление миграционных процессов способствует расширению этнических контактов, идёт активный обмен культурной информацией, происходит естественный процесс проникновения новаций в
культуру этноса.
Почти вся материальная, а также часть духовной культуры носят интернациональный характер.
Когда в основу формирования культуры межэтнических отношений положено такое понимание проблемы, то результатом
становится не навязывание образцов одной культуры взаимодействия представителям другой, а некоторые самоизменения субъектов общения под влиянием обменов и заимствования обменов опыта и ценностей.
Надо также отметить, что такое качество межэтнических отношений достигается не само по себе, не стихийным путем, а посредством целенаправленных усилий в рамках высокой гуманистической
формируется, силами и культуры общения и поведения, которая теми которые сознательно общественными моделируется, политическими воспитывается институтами, заинтересованы в стабильных, миролюбивых, продуктивных отношениях между народами.
Все
цивилизации и мировые, и локальные придавали большое и решающее значение традиции культурных ценностей и считали необходимым ретранслировать их последующим поколениям через систему воспитания.
Под специфическим в общении народов понимается наличие у каждой этносоциальной общности своей традиционной культуры общения.
В неё входит бытовая материальная культура, обычаи, обряды, народное творчество.
Сюда же добавляется то, что непосредственно относится к общению: ритуалы приветствия и прощания, формы контактов с
[стр. 59]

60 иным лицом своей этнической принадлежности.
Правда, тенденции в развитии этнодифференцирующей культуры как источника национальной идентификации отнюдь не столь однозначны, как иногда представляется.
Непосредственно с трансформацией культуры нации, изменением соотношения в ней традиционного и современного, национального и интернационального слоя связано функционирование и такого элемента, как отношение к материальным и духовным ценностям, достижениям своей нации.
В современных условиях материальная культура содержит значительно меньше национальной специфики и не всегда выступает «опорной» для этнического самосознания.
Поэтому ориентация на духовную культуру в значительно большей степени служит выражением этнического самосознания.
^^ Возможности взаимодействия и взаимовлияния этнических культур объективно существуют в самом характере культуры.
Важная особенность мировой культуры заключается в том, что её рост связан и с прогрессом каждой из составляющих её национальных культур, и с усилением их сближения и взаимообогащения.
Причём мировая культура не только зависит от культур наций и народов, но, в свою очередь, даёт импульс и направление их развитию.
Культурный обмен между нациями и народами в той или иной степени происходил и происходит на всех этапах истории.
В современном обществе всё большее значение приобретает коммуникативный аспект культурных процессов.

«Размываются» национальные границы, ускоряется обмен духовными и материальными ценностями между национальными культурами.
Усиление миграционных процессов способствует расширению этнических контактов, идёт активный обмен культурной информацией, происходит естественный процесс проникновения новаций в
культуре этноса.
Почти вся материальная, а также часть духовной культуры носят интернациональный характер.
Когда в основу формирования культуры межэтнических отношений положено такое понимание проблемы, то результатом
взаимодействия становится не ' См.: Дробижева Л.М.
Культура и национальное самосознание.
М., 1986.
С.
238, 239-240.


[стр.,60]

61 навязывание образцов одной культуры представителями другой, а некоторые самоизменения субъектов общения'под влиянием обменов и заимствования обменов опыта и ценностей.
Надо также отметить, что такое качество межэтнических отношений достигается не само по себе, не стихийным путем, а посредством целенаправленных усилий в рамках высокой гуманистической
культуры общения и поведения, которая сознательно формируется, моделируется, воспитывается теми общественными силами и политическими институтами, которые заинтересованы в стабильных, миролюбивых, продуктивных отношениях между народами.
В
её цивилизации и мировые, и локальные придавали большое и решающее значение традиции культурных ценностей последующим поколениям через систему воспитания.
При этом, как показывают исследования «субстратные, суперстратные и адстратные явления, в культуре цивилизации контактирующих народов.
И лишь в адстратных цивилизациях стали возникать предпосылки поликультурного образования как продукта интеграции культурных многообразных ценностей кооперирующих народов».^^ Более того, именно поликультурное воспитание и образование доказали свое преимущество перед монокультурным образованием и воспитанием.
Локальные поликультурные цивилизации и поликультурное воспитание как их транслятор выработали социальные системы и нормы совместной жизнедеятельности народов на ограниченной территории.
Поликультурная цивилизация и поликультурное воспитание образуют уникальную модель решения политических и социально-экономических проблем на основе культуры мира, кооперации и дружбы.
Именно в локальных поликультурных цивилизациях с опорой на поликультурное образование и воспитание разрабатываются правила гуманитарного диалога культур и межнационального взаимодействия, формируется практика, и вырабатывается теория культуры межэтнических отношений.
^° Давыдов Ю.С., Лазарев В.В., Супрунов Л.Л.
Цивилизация и поликультурное образование.
// Известия академии педагогических и социальных наук.
Вып.
4.Москва Воронеж, 2000.
С.
111.


[стр.,61]

.62 Межэтнические отношения многоликий идеологический и социальнопсихологический процесс.
Его нельзя рассматривать как простое и пассивное созерцание национального бытия других народов.
В этих отношениях происходит как бы «обработка» всеми национальностями каждой национальности в отдельности.
Весь накопленный опыт нации выступает исходным пунктом, отправной точкой в понимании инонациональных ценностей: языка, быта, традиций других народов.
Учитывая деятельностную природу этнических отношений вообще, укажем, что межэтнические отношения локализованы рамками общественной практики, где обретает предметность любая деятельность.
Особенность межэтнических отношений заключается при этом в том, что они, с одной стороны, охватывают все формы социальных связей, реализующихся в пределах взаимодействия национальностей, а с другой стороны, составляют неотъемлемый аспект, сторону каждого акта конкретного взаимодействия.
Исходя из этого, межэтническими отношениями в широком смысле можно считать такой вид социального общения, через который включаются и реализуются основные направления взаимодействия народов экономика, политика, культура, наука и отражающий достигнутый уровень зрелости и соответственно ему уровень потребностей их общественной практики.
Под специфическим в общении народов понимается наличие у каждой этносоциальной общности своей традиционной культуры общения.
В неё входит бытовая материальная культура, обычаи, обряды, народное творчество.
Сюда же добавляется то, что непосредственно относится к общению ритуалы приветствия и прощания, формы контактов с
противоположным полом, родственниками, гостями; такие атрибуты и средства общения, как жест, мимика, поза, символика одежды и т.д.
Без учета этой специфики исследование межэтнических отношений всегда будет страдать односторонностью и некоторой схоластичностью.
Однако и ограничиваться этим нельзя, поскольку в таком случае в центре внимания оказы

[Back]