Проверяемый текст
Ягьяева Мадина Аждаутовна. Межэтническое взаимодействие в сфере духовной культуры (Диссертация 2002)
[стр. 26]

26 личности под совокупным взаимодействием следующих взаимосвязанных факторов: 1) приобретение человеком положительного личного социального и эмоционального опыта общения в многонациональной среде; 2) 3) познание ценностей, традиций культуры других народов; овладение общими нормами и требованиями культуры человеческих отношений, поведения, нравственной культурой.
Таким образом, взаимосвязь и взаимовлияние национальных культур это закономерный процесс, необходимое условие гармонизации межэтнических отношений в современном обществе.
Взаимообогащение культур ведёт к созданию общих черт в национальных культурах, происходит этнокультурная интеграция.
Культура каждого этноса, впитывая культурные ценности других наций,
творчески усваивает их, что служит гарантией дальнейшего развития этнических культур.
Для характеристики теоретических подходов к межэтническим отношениям следует рассмотреть наиболее известные в науке концепции, разработанные учеными в разное время и в разных странах и не утратившие своего
значения сегодня.
1.
Модель ассимиляции.
Она определяет модификацию поведения людей в сторону господствующих нормативных образцов, когда эти образцы сталкиваются с прессом новых для них социально-экономических и культурных норм
(например, в случае иммиграции).
Ассимиляционные процессы могут завершиться не ранее чем во втором поколении.
2.
Модель «плавильного котла».
Была характерна для США.
Социокультурная ситуация складывалась под влиянием многих этнокультур, причем произошла потеря изначальной этничности многими группами эмигрантов.
Хотя влияние англосаксонской
культурные составляющей образцы остается преобладающим, доминирующие испытывают серьезное влияние многих других этнических групп, составляющих сейчас американское население.
[стр. 32]

33 поставлять их, в частности, противопоставлять универсальные и локальные ценности.
При всем их различии и противоречивости характер их взаимоотношений взаимополагающий и взаимообуславливающий.
Данный вывод был основан и доказан в ходе нашей работы следующими основными положениями.
Во-первых, говоря об универсальных ценностях, мы имеем в виду прежде всего духовно-нравственные ценности, которые утверждают основополагающую ценность человеческой личности.
С этой точки зрения подлинные локальные и универсальные ценности имеют одну направленность сделать жизнь в обществе достойной человека.
Во-вторых, реализация универсальных общечеловеческих нравственных принципов общественного бытия невозможна иначе, как через «частичное» осуществление в пределах, прежде всего, национальных государств.
И, наоборот, невозможна полноценная реализация локальных ценностей без осуществления универсальных.
Лежащие в их основе универсальные интересы все более сплетаются с локальными, глобальное становится все более важной и неотъемлемой частью локального.
В свою очередь, локальные ценности находят свое выражение в реализации универсальных принципов человеческого общежития.
2.
Основные типы межэтнического взаимодействия.
Для характеристики теоретических подходов к межэтническим отношениям следует рассмотреть наиболее известные в науке концепции, разработанные учеными в разное время и в разных странах и не утратившие своего
методологического значения сегодня.
1.
Модель ассимиляции.
Она определяет модификацию поведения людей в сторону господствующих нормативных образцов, когда эти образцы сталкиваются с прессом новых для них социально-экономических и культурных норм


[стр.,33]

34 (например, в случае иммиграции).
Ассимиляционные процессы могут завершиться не ранее чем во втором поколении.
2.
Модель «плавильного котла».
Была характерна для США.
Социокультурная ситуация складывалась под влиянием многих этнокультур, причем произошла потеря изначальной этничности многими группами эмигрантов.
Хотя влияние англосаксонской
составляющей остается преобладающим, доминирующие культурные образцы испытывают серьезное влияние многих других этнических групп, составляющих сейчас американское население.
3.
Модель культурного плюрализма.
Наиболее перспективное направление решения проблем взаимодействия этнокультур: различные типы этнической идентичности признаются как равноценные элементы единого социокультурного континуума.
4.
Модель ядра (центра)-периферии и внутреннего колониализма.
Выявляются противоречия между обладающим экономической и политической властью центром и отсталой, зависимой от него периферией.
Возникает «этносоциальная стратификация», являющаяся источником межнациональных конфликТОВ.
18 Эти концепции важны не только для изучения особенностей межэтнических отношений, но и для исследования результатов межэтнического взаимодействия.
По масштабам, глубине проникновения результатом межэтнического взаимодействия выступают следующие типы и уровни: аккультурация, ассимиляция, интеграция, сепарация и маргинализация.
Аккультурация результат непосредственного, длительного контакта групп с разными культурами, выражающийся в изменении патернов культуры одной или обеих групп (Р.
Реодфилд, Р.
Линтон, М.
Xepcкoвиц).^^ '* По материалам исследования: Авксентьева В.А.
Этническая конфликтология: в поисках новой научной парадигмы.
Ставрополь, 2001; Минюшева Ф.И.
Социальная антропология.
М., 1997; Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах.
Авторы-составители: В.Н.
Иванов, И.В.
Ладодо, Г.Ю.
Семгин.
М., 1996.
'^ Бромлей Ю.В.
Современные проблемы этнографии.
М., 1981.
С.
67.


[стр.,64]

65 3) овладение общими нормами и требованиями культуры человеческих отношений, поведения, нравственной культурой.
Современные социокультурные и политические реалии требует серьезного изучения этого опыта с целью включения позитивных элементов национальных культур во все вновь создаваемые и ныне осуществляемые этнокультурные и этнополитические программы.
Адаптация данных программ в многонациональном регионе возможна только в том случае, когда они учитывают особенности региона, традиции, обычаи, нормы обычного права и другие национальные особенности.
Проведенный анализ убеждает нас в том, что проблема межличностного общения в её национальной специфике, а значит и вопросы, связанные с межэтническими отношениями, представляют собой самостоятельный предмет изучения, который формируется на стыке нескольких обществоведческих дисциплин: политологии, социологии, культурологии, психологии и педагогики.
Достижение высокого уровня культуры межэтнических отношений непосредственно связано с состоянием экономических, политических, культурных и иных связей между народами.
Её эффективное формирование невозможно без стабилизации экономического положения, социально-политической обстановки, укрепления законности, развития духовно-нравственных начал.
Происходящие в стране процессы противостояния, войны и дезорганизация в экономической сфере неблагоприятно сказываются на возможности установления климата доверия, взаимоуважения, взаимодоверия и терпимости, гармонизации.
Таким образом, взаимосвязь и взаимовлияние национальных культур это закономерный процесс, необходимое условие гармонизации межэтнических отношений в современном обществе.
Взаимообогащение культур ведёт к созданию общих черт в национальных культурах, происходит этнокультурная интеграция.
Культура каждого этноса, впитывая культурные ценности других наций,

[Back]