29 самоназвание при этом не трансформируются, а бытуют наряду с новыми, а потому такие процессы находятся как бы между эволюционными и трансформационными. Ранее считалось, что лучший вариант культурной адаптации ассимиляция с доминирующей культурой. Современный взгляд на данную проблему состоит в том, что более реальным и более успешным для этнических меньшинств является бикультурализм, достигаемый в процессе интеграции. При этом этническая сохранность (сохранение этнической идентичности), долгое время рассматриваемая как дисфункциональная, на самом деле может играть позитивную роль по уменьшению культурного шока для недобровольных мигрантов и поддержания позитивной самоидентификации1. Предполагается, что недоминантные группы и их члены свободны в выборе стратегии аккультурации, но это не всегда так. Только интеграция может быть добровольно выбранной и успешной стратегией аккультурации у групп этнических меньшинств, когда основные установки доминирующей группы по отношению к культурным различиям открытость и принятие. Для достижения интеграции требуется взаимное приспособление, включающее в себя принятие обеими этническими группами права жить как культурно различные народы. Эта стратегия требует от недоминантной группы адаптации к основным ценностям доминирующего общества, а доминирующее социальные большинство должно к быть готово всех адаптировать этнических свои групп институты потребностям мультикультурного общества. Конечный результат аккультурации достигнутая долговременная адаптация, которая характеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом сознании в ответ на требования среды. 1 Уолцер М. О терпимости. Пер. с англ. М., 2002. С. 50. |
36 Интеграция характеризуется идентификацией как со старой, так и с новой культурами. Соглано данным многочисленных исследований, эмигранты, прибываюш,ие на постоянное жительство, более склонны к ассимиляции, чем временно пребывающие в данной стране. Что же касается межэтнической интеграции, то под ней понимается взаимодействие уже сложившихся, более или менее разнородных по своим языково-культурным и другим параметрам этносов (наций) обычно в рамках многонациональных государств, что ведёт к их постепенному сближению и слиянию'в надэтническую общность; прежнее самосознание и самоназвание при этом не трансформируются, а бытуют наряду с новыми, а потому такие процессы находятся как бы между эволюционными и трансформационными. Ранее считалось, что лучший вариант культурной адаптации ассимиляция с доминирующей культурой. Современный взгляд на данную проблему состоит в том, что более реальным и более успешным для этнических меньшинств является бикультурализм, достигаемый в процессе интеграции. При этом этническая сохранность (сохранение этнической идентичности), долгое время рассматриваемая как дисфункциональная, на самом деле может играть позитивную роль по уменьшению культурного шока для недобровольных мигрантов и поддержания позитивной самоидентификации. Предполагается, что недоминантные группы и их члены свободны в выборе стратегии аккультурации, но это не всегда так. Только интеграция может быть добровольно выбранной и успешной стратегией аккультурации у групп этнических меньшинств, когда основные установки доминирующей группы по отношению к культурным различиям открытость и принятие. Для достижения интеграции требуется взаимное приспособление, включающее в себя принятие обеими этническими группами право жить как культурно различные народы. Эта стратегия требует от недоминантной группы адаптации к основным ценностям доминирующего общества, а доминирующее ^' Уолцер М. О терпимости. Пер. с англ. М., 2002. С. 48. ^~ Уолцер М. О терпимости. Пер. с англ. М., 2002. С. 50. 37 большинство должно быть готово адаптировать свои социальные институты к потребностям всех этнических групп мультикультурного общества. Выборы отражений аккультурации, как и установки на них, могут широко варьироваться. В современной литературе по аккультурации проводится разделение между социокультурной и психологической адаптацией как конечными результатами долговременной аккультурации.'^'* Психологическая адаптация относится к совокупности внутренних психологических последствий (ясное чувство личной и культурной идентичности, хорошее психологическое здоровье и достижение психологической удовлетворенности в новом культурном контексте). Социокультурная адаптация относится к совокупности внешних поведенческих следствий и связей индивидов с их новой средой, включая их способность решать ежедневные социально-культурные проблемы (в семье, в быту, на работе и в школе). В настоящее время введен третий вариант адаптации экономическая адаптация. Она характеризуется наличием или отсутствием работы, удовлетворенностью ею, уровнем профессиональных достижений и благосостоянием в новой культуре. Конечный результат аккультурации достигнутая долговременная адаптация, которая характеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом сознании в ответ на требования среды. Адаптация может привести или не привести к взаимному соответствию индивидов и среды, она может включать в себя не только приспособление, но и сопротивление, и попытки изменить свою среду или измениться взаимно. В этом смысле адаптация не обязательно позитивно валентный результат, в современных подходах используется биполярный смысл понятия адаптации: она " Малахов в . Парадоксы мультикультурализма //Иностранная литература. 1997. № 11. ^^ Червонная С.А. Возможно ли единство во множестве? (К проблеме американской идентичности) // США: экономика, политика, идеология. 1997. № 10. С. 3-16. |