Проверяемый текст
Ягьяева Мадина Аждаутовна. Межэтническое взаимодействие в сфере духовной культуры (Диссертация 2002)
[стр. 30]

30 Адаптация может привести или не привести к взаимному соответствию индивидов и среды, она может включать в себя не только приспособление, но и сопротивление и попытки изменить свою среду или измениться взаимно.
В этом смысле адаптация не обязательно позитивно валентный результат, в современных подходах используется биполярный смысл понятия адаптации: она
может быть крайне разнообразна и представляет собой определенный континуум от позитивных значений к негативным от ситуации, в которой индивиды справляются со своей новой жизнью очень успешно, до той, в которой они не способны вписаться в новое общество1.
Следующим этнокультурная типом межэтнического взаимодействия по является маргинальность.
Исследования этнокультурной маргинальное™ связаны, прежде всего, с именем американского социолога, одного из основателей Чикагской школы Роберта Э.
Парка.
В статье «Конкуренция и конфликт» на большом историческом и социологическом материале он исследовал вопрос об адаптации иммигрантов (переселенцев) к новой культуре, требованиям урбанизма как нового образа жизни.
В результате проведенного исследования, а также опираясь на работы такого крупного социолога, как Г.
Зиммель, Э.
Парк приходит к выводу, что в результате миграций и межкультурных контактов «появился новый тип человека, а именно культурный гибрид, человек, внутренне разделяющий культуру и традиции
таким двух различных народов»2.
Этнокультурная
индивида маргинальность, образом, характеризует положение (общности), оказавшегося в фокусе межкультурного взаимодействия.
В понимании Р.
Парка, маргинальный человек это человек определенной культуры, который вынужден в силу тех или иных причин осваивать новые, неизвестные (или малоизвестные) ему ранее, иногда враждебные, культурные ценности и нормы.
Своеобразие маргинального человека заключается в том, что он либо не желает, либо не может
Червонная С.А.
Возможно ли единство во множестве? (К проблеме американской идентичности) //США: экономика, политика, идеология.
-1997.
№ 10.
С.
3-16.

2 Park, R.E.
Rase and Culture.
Glencoe : Free press, 1950.
С 354.
1
[стр. 36]

37 большинство должно быть готово адаптировать свои социальные институты к потребностям всех этнических групп мультикультурного общества.
Выборы отражений аккультурации, как и установки на них, могут широко варьироваться.
В современной литературе по аккультурации проводится разделение между социокультурной и психологической адаптацией как конечными результатами долговременной аккультурации.'^'* Психологическая адаптация относится к совокупности внутренних психологических последствий (ясное чувство личной и культурной идентичности, хорошее психологическое здоровье и достижение психологической удовлетворенности в новом культурном контексте).
Социокультурная адаптация относится к совокупности внешних поведенческих следствий и связей индивидов с их новой средой, включая их способность решать ежедневные социально-культурные проблемы (в семье, в быту, на работе и в школе).
В настоящее время введен третий вариант адаптации экономическая адаптация.
Она характеризуется наличием или отсутствием работы, удовлетворенностью ею, уровнем профессиональных достижений и благосостоянием в новой культуре.
Конечный результат аккультурации достигнутая долговременная адаптация, которая характеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом сознании в ответ на требования среды.
Адаптация может привести или не привести к взаимному соответствию индивидов и среды, она может включать в себя не только приспособление, но и сопротивление, и попытки изменить свою среду или измениться взаимно.
В этом смысле адаптация не обязательно позитивно валентный результат, в современных подходах используется биполярный смысл понятия адаптации: она "
Малахов в .
Парадоксы мультикультурализма //Иностранная литература.
1997.
№ 11.
^^ Червонная С.А.
Возможно ли единство во множестве? (К проблеме американской идентичности) // США: экономика, политика, идеология.
1997.
№ 10.
С.
3-16.


[стр.,37]

: 38 может быть крайне разнообразна и представляет собой определенный континуум от позитивных значений к негативным от ситуации, в которой индивиды справляются со своей новой жизнью очень успешно, до той, в которой они не способны вписаться в новое общество.^^ Анализ факторов, влияюш;их на адаптацию, выявил их взаимную дополнительность: хорошая психологическая адаптация зависит от личностных переменных, событий жизни и социальной поддержки, а хорошая социокультурная адаптация зависит от знания культуры, степени включенности в контакты и межгрупповых установок.
Следующим типом межэтнического взаимодействия является этнокультурная маргинальность.
Исследования по этнокультурнаой маргинальности связаны, прежде всего, с именем американского социолога, одного из основателей Чикагской школы Роберта Э.
Парка.
В статье «Конкуренция и конфликт» на большом историческом и социологическом материале он исследовал вопрос об адаптации иммигрантов (переселенцев) к новой культуре, требованиям урбанизма как нового образа жизни.
В результате проведенного исследования, а также опираясь на работы такого крупного социолога, как Г.
Зиммель, Э.
Парк приходит к выводу, что в результате миграций и межкультурных контактов «появился новый тип человека, а именно культурный гибрид, человек, внутренне разделяющий культуру и традиции
двух различных народов».
Этнокуль турная
маргинальность, таким образом, характеризует положение индивида (общности), оказавшегося в фокусе межкультурного взаимодействия.
В понимании Р.
Парка, маргинальный человек это человек определенной культуры, который вынужден в силу тех или иных причин осваивать новые, неизвестные (или малоизвестные) ему ранее, иногда враждебные, культурные ценности и нормы.
Своеобразие маргинального человека заключается в том, что он либо не желает, либо не может
полностью порвать со своей прежней культу ^^ Червонная С.А.
Возможно ли единство во множестве? (К проблеме американской идентичности) // США: экономика, политика, идеология.
1997.
№ 10.
С.
3-16.
^*
Park R.
Rase and Culture.
Ylencoe, 1950.
P.
354.

[Back]