Проверяемый текст
Ягьяева Мадина Аждаутовна. Межэтническое взаимодействие в сфере духовной культуры (Диссертация 2002)
[стр. 31]

31 полностью порвать со своей прежней культурой, образом жизни, либо наталкивается в поисках своего места в новом обществе на непонимание, а то и неприятие, вплоть до отторжения1.
Люди разной этнической принадлежности могут подолгу жить рядом, в состоянии некоего симбиоза, сохраняя и поддерживая при этом различные культурные ценности, обычаи и традиции.
Значительную роль в психике маргинального человека, по мнению Р.
Парка, играют такие черты, как внутренняя конфликтность и противоречивость, беспокойство и тревожность.

Это связано с тем, что человек даже при всех необходимых и благоприятных условиях полностью порвать со своим прошлым образом жизни, культурными ценностями и ориентациями не в состоянии
значит, он не будет окончательно принят в новую среду, социальное окружение.
Наиболее важной чертой маргинального человека, по мнению Стоунквиста, является «гибридность» будь то «расовая» или «культурная».
Маргинальный человек выступает своеобразным «тиглем», в котором переплавляются взаимодействующие культуры, общества и рождается новый культурный сплав.
Стоунквист рассматривает маргинального человека в качестве ключевой фигуры в процессах взаимопроникновения культур2.

Мы выделим следующие структурные компоненты благоприятного взаимодействия представителей разных культур и этносов: территория, которая может быть общей или «своей» лишь для одной из групп; продолжительность взаимодействия (постоянное, долговременное, кратковременное); цель (совместная деятельность, совместные проживание, учёба, досуг); тип вовлечения в жизнь общества (от участия до наблюдения); 1 2 Park, R.E.
Rase and Culture.
С.
362.
Стоунквист Э.В.
Маргинальный человек.
Исследование личности и культурного конфликта//Современная зарубежная этнопсихология.
М., 1979.
С.
99-100.
[стр. 38]

39 рой, образом жизни, либо наталкивается в поисках своего места в новом обществе на непонимание, а то и неприятие, вплоть до отторжения.^^ По мнению американского социолога, маргинальный человек в современном мире, характеризующ;емся нарастанием межкультурного взаимодействия, контактов между людьми различных рас, этносов, регионов, религиозных конфессий играет огромную роль.
Изучая сознание и поведение маргинального человека, мы сможем, как считал Р.
Парк, лучше понять проблемы современного человечества.
Люди разной этнической (этнорасовой) принадлежности могут подолгу жить рядом, в состоянии некоего симбиоза, сохраняя и поддерживая при этом различные культурные ценности, обычаи и традиции.
Значительную роль в психике маргинального человека, по мнению Р.
Парка, играют такие черты, как внутренняя конфликтность и противоречивость, беспокойство и тревожность.

Разумеется, периоды внутреннего кризиса и душевного надлома бывают у разных людей, однако, по замечанию Р.
Парка, «в случае с маргинальным человеком период кризиса относительно перманентен».
^^ Это связано с тем, что человек даже при всех необходимых и благоприятных условиях полностью порвать со своим прошлым образом жизни, культурными ценностями и ориентациями не в состоянии,
а значит, он не будет окончательно принят в новую среду, социальное окружение.
Своеобразным итогом размышлений Р.
Парка над проблемой этнокультурной маргинальности стало определение маргинального человека, данное им в предисловии к книге своего ученика Э.
Стоунквиста: «Маргинальный человек это тот, которого судьба вынудила жить в двух не просто различных, но антагонистических культурах» ^^ (заметим в скобках, что указание на антагонизм культур недостаточно раскрыто Парком, хотя и было в дальнейшем воспринято " Park R.
Rase and Culture.
YIencoe, 1950.
P.
362.
• ^' Парк P.
Конкуренция и конфликт.
Пер.
с англ.
// Вопросы социологии.
1994.
№ 5.
С.
65.
^' Park R.
Introduction // Stonequist Е.
The Marginal Man.
A study in personality and culture conflict.
-N.Y., 1961.
P.
10.


[стр.,39]

40 многими последующими исследователями маргинальности).
Выходит, что маргинал разрывается между двумя системами культурных ценностей, испытывая при этом психологический дискомфорт.
Следовательно, маргинал в интерпретации Р.
Парка напоминает человека, пытавшегося усесться на два стула одновременно.
Если оценивать взгляды Р.
Парка по проблеме маргинальности в целом, следует сказать, что его исследования послужили важным теоретическим фундаментом анализа локальных сообществ иммигрантов в США и дали толчок для дальнейших исследований.
Например, выделяются работы ученика Парка, американского социолога Э.
Стоунквиста.
Наиболее важной чертой маргинального человека, по мнению Стоунквиста, является «гибридность» будь то «расовая» или «культурная».
Маргинальный человек выступает своеобразным «тиглем», в котором переплавляются взаимодействующие культуры, общества и рождается новый культурный сплав.
Стоунквист рассматривает маргинального человека в качестве ключевой фигуры в процессах взаимопроникновения культур.

Делая акцент на этнопсихологических моментах, Стоунквист рассматривает жизненный путь маргинального человека.
Это серьезный шаг вперед по сравнению с Парком, который мало касался вопросов индивидуального развития маргинальной личности.
По мнению же Стоунквиста, в индивидуальном становлении маргинального человека можно выделить, по крайней мере, три существенные фазы: 1) фаза развития, так сказать, латентной маргинальности, когда индивид ещё не осознает, что этнокультурной или расовый конфликт касается и его; 2) фаза, на который данный индивид уже сознательно воспринимает этот конфликт; 3) выработка той или иной защитной реакции.
Положительно оценивая концепцию этнокультурной маргинальности Э.
Стоунквиста в целом, укажем^ что она стала методологической основой дальнейшего изучения психики и поведения маргиналов в современном мире.
Стоунквист Э.В.
Маргинальный человек.
Исследование личности и культурного конфликта // Современная зарубежная этнопсихология.
М., 1979.
С.
99-100.


[стр.,128]

129 человеческой личности.
С этой точки зрения подлинные локальные и универсальные ценности имеют одну направленность сделать жизнь в обществе достойной человека.
Во-вторых, реализация универсальных общечеловеческих нравственных принципов общественного бытия невозможна иначе, как через «частичное» осуществление в пределах, прежде всего, национальных государств.
И, наоборот, невозможна полноценная реализация локальных ценностей без осуществления универсальных.
Лежащие в их основе универсальные интересы все более сплетаются с локальными, глобальное становится все более важной и неотъемлемой частью локального.
В свою очередь, локальные ценности находят свое выражение в реализации универсальных принципов человеческого общежития.
Исследователи рассматривают множество переменных, от которых зависит успешность взаимодействия представителей разных культур и этносов: территория, которая может быть общей или «своей» лишь для одной из групп; продолжительность взаимодействия (постоянное, долговременное, кратковременное); суг); тип вовлечения в жизнь общества (от участия до наблюдения); частота и глубина контактов; относительное равенство статуса и прав; численное соотношение (большинство меньшинство); явные различительные признаки (язык, религия, раса).
цель (совместная деятельность, совместное проживание, учёба, до Но и при самых благоприятных условиях контакта, например, при постоянном взаимодействии, совместной деятельности, частых и глубоких контактах, относительно равном статусе, отсутствии явных различительных признаков, необходимо учитывать, что восприятие степени сходства между культурами не всегда бывает адекватным.
Кроме объективной культурной дистанции на него влияют и многие другие факторы:

[Back]