Проверяемый текст
Ягьяева Мадина Аждаутовна. Межэтническое взаимодействие в сфере духовной культуры (Диссертация 2002)
[стр. 33]

33 Указанные компоненты жизнедеятельности этносов находят выражение в следующем: -в форме представлений, убеждений, установок, выражающих свое отношение к существующей практике межэтнических отношений; в виде социальных этнокультурных особенностей, поведенческих моделей, имеющих важное значение в ситуациях межэтнического общения и определяющих межэтническую совместимость; в форме части исторической памяти этноса, которая включает оценочное значение исторических событий в системе межэтнических отношений.
Во всех формах особое значение имеют образы собственной и других социальных этнических групп (стереотипы, предубеждения, предрассудки), при формировании которых в единой «точке» преломляются политические, культурные и социальные перемены.
Эти формы находят своё отражение в этническом самосознании и выражаются посредством этнических ценностей, особенно в условиях поликультурной среды.

В зависимости от господствующих в той или иной среде социальных установок, уровня культуры и образования, формирование национального самосознания личности может сопровождаться усилением национальных предрассудков, этноцентрических представлений, создающих благоприятную почву для возникновения в последующем шовинистических и националистических взглядов.

Гармонизация межнациональных отношений достигается за счет лучших достижений национальной культуры каждого народа.
Вбирая в себя богатство национальных форм и красок, она тем самым выражает процесс взаимодействия и сближения национальных культур.
Нормальное межнациональное общение предполагает адекватную самооценку контактирующих сторон.
Это становится возможным лишь в том случае, если удовлетворены интересы этносов.
Дружба в процессе
[стр. 49]

50 ремлениями.
Личные и национальные интересы и ценности прошли испытание временем на протяжении веков, а обш;ечеловеческие (универсальные) интересы и нормы поведения как новые принципы человеческого общежития только формируются.
Специфика гармонизации межэтнических отношений, по мнению диссертанта, заключается в ее содержательной основе, состоит из трёх компонентов: 1) 2) 3) структуры и содержания межэтнических коммуникаций; особенности этнической культуры; событийной хроники отношений между народами.
'*^ Эти объективированные компоненты жизнедеятельности этносов обретают своё существование в следующем: в форме представлений, убеждений, установок, выражающих отношение к существующей практике межэтнических отношений; в виде социальных этнокультурных особенностей, поведенческих моделей, имеющих важное значение в ситуациях межэтнического общения и определяющих межэтническую совместимость; форме части исторической памяти этноса, которая включает оценочное значение исторических событий в системе межэтнических отношений.
Во всех формах особое значение имеют образы собственной и других социальных этнических групп (стереотипы, предубеждения, предрассудки), при формировании которых в единой «точке» преломляются политические, культурные и социальные перемены.
Эти формы находят своё отражение в этническом самосознании и выражаются посредством этнических ценностей, особенно в условиях поликультурной среды.

Среди большинства этнографов и отечественных этносоциологов, которые исследовали проблемы национального самосознания, распространена широкая трактовка данной категории, в теоретическом аспекте и в наиболее полном виде *^ Солдатова Г.У.
Социально-психологические аспекты межэтнической напряженности // Духовная культура и этническое самосознание.
Вып.
2.
М., 1991.
С.
178-197.


[стр.,50]

51 она представлена в работах Бромлея Ю.В.
В структуре национального самосознания выделяются следующие элементы: национальная идентификация; автостереотипы представления о типичных чертах и свойствах своей этнической общности; представление об общности исторического прощлого народа, о территориальной общности, а при определённых конкретно-исторических условиях и о государственной общности; представление об общности и культуре языка (как о самостоятельном элементе национального самосознания можно говорить об осознанном отношении людей определённого этноса к материальным и духовным ценностям нации, ее достижениям); ориентация на них (в наиболее обобщенном виде такое осознанное отношение к ценностям своего народа выступает в виде национальной гордости, патриотизма).
"^ ^ Тысячелетиями в отношениях между народами правящие элиты провозглашали краткий и жесткий принцип: «разделяй и властвуй».
Этим правилом умело пользовались и правители Древнего Рима, колониальных держав, империй.
По сути дела к этой пресловутой формуле сводились цели, принципы и механизмы политики, применяемой в отношениях между народами.
В зависимости от господствующих в той или иной среде социальных установок, уровня культуры и образования, формирование национального самосознания личности может сопровождаться усилением национальных предрассудков, этноцентрических представлений, создающих благоприятную почву для возникновения в последующем шовинистических и националистических взглядов.

Исследования по данному вопросу приводят к выводу, что формы проявления шовинизма и национачизма весьма многообразны.
Во-первых, культивиро 46 Бромлей Ю.В.
Очерки теории этноса.
М .
, 1983.
С.
176-189.


[стр.,129]

130 наличие или отсутствие конфликтов войн, геноцида и т.п.
в исто рии отношений между двумя народами; степень знакомства с особенностями культуры этноса пребывания и компетентности в чужом языке.
Так, человек, с которым мы можем свободно общаться, воспринимается как более похожий на нас; равенство или неравенство статусов и наличие или отсутствие общих целей при межкультурных контактах.
Естественно, что процесс адаптации будет менее успешным, если культуры воспринимаются как менее сходные, чем они есть на самом деле.
Специфика гармонизации межэтнических отношений заключается в ее содержательной (когнитивной) основе, состоящей из трёх компонентов: 1) 2) 3) структуры и содержания межэтнических коммуникаций; особенности этнической культуры; событийной хроники отношений между народами.
Эти объективированные компоненты жизнедеятельности этносов обретают своё существование в следующем: в форме представлений, убеждений, установок, выражающих отношение к существующей практике межэтнических отношений; в виде социальных этнокультурных особенностей, поведенческих моделей,-имеющих важное значение в ситуациях межэтнического общения и определяющих межэтническую совместимость; в форме части исторической памяти этноса, которая включает оценочное значение исторических событий в системе межэтнических отношений.
Во всех формах особое значение имеют образы собственной и других социальных этнических групп (стереотипы, предубеждения, предрассудки), при формировании которых в единой «точке» преломляются политические, культурные и социальные перемены.
Эти формы находят своё отражение в этническом самосознании и выражаются посредством этнических ценностей, особенно в условиях поликультурной среды.

[Back]