42 особенностями культуры (включая язык) и психики, а также этнической идентичностью. Этнос представляет собой, в первую очередь, естественноприродные образования. Некоторыми употребляются1 в учеными смысле термины широкой «этнос» и «этничность» обобщенно научной категории, выражающей наиболее сущностные черты и характеристики тех социальных общностей людей, которые в истории и реальной жизни выступают в своих конкретно-исторических формах, своеобразных проявлениях. В данных понятиях содержится та основа, которая будет определять особую социальную форму и своеобразие, конкретное содержание и роль в истории и жизни людей различных ассоциаций, общностей . Этносы, возникнув еще в примитивных обществах, консолидируясь и развиваясь, представлены в мировой истории такими типами, как племя, народность, нация, которые, в свою очередь, являются конкретными и историческими носителями общего субстрата этничности. Другая группа ученых , не отрицая историческую, духовную и иную преемственность, тем не менее, противопоставляет нацию этносам, считая, что только нации способны к активной исторической деятельности, духовной, собой обладают развитыми формами и атрибутами экономической и культурной жизни, а политической, этносы представляют недоразвитые языково-культурные общности. Напомним, что в области этнонациональной проблематики укоренились два основных методологических подхода. С одной стороны, это понимание этноса в его эволюционных модификациях как объективных исторических реалий, зафиксированное отечественными учеными в теории этноса. Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М.: ИФРЛН, 1993. Мнацаканян М.О. Интегрализм и национальная общность. М.: АНКИЛ, 2001. 3 Тишков В.А. Советская этнография: преодоление кризиса //Этнографическое обозрение. -1992.-№1. 2 1 |
социальным обстоятельствам чревато соблазнами усмотрения простых ответов на сложные вопросы, что на практике не может не породить ничего другого, кроме новых «проблемных зон» и конфликтогенных очагов в развитии социума. Поэтому в нынешнее время особую актуальность в системе социальной деятельности приобретает внедрение в различные социальные практики идей и способов организации предпосылок новой, глобально ориентированной версии культуры сосуществования людей, социальных групп, как малых, так и больших и, как следствие, постепенное вытеснение социальных фобий, связанных с реальным и мнимым ущемлением тех или иных социальных чувств. Для понимания роли социокультурной среды как фактора формирующего этнические общности важно уяснить методологическое содержание таких исходных понятий, как «этнос», «этничность», «нация», «народность», «диаспора» и пр. Связанные друг с другом, отражающие по многим социальным параметрам идентичные (тождественные) реальные общественные субъекты деятельности, эти понятия, вместе с тем, имеют различную смысловую и функциональную нагрузку в зависимости от предмета науки и решаемых исследовательских задач. История развития отечественной научной мысли показала, что и в рамках одной научной дисциплины не прекращается дискуссия по выяснению содержания и структуры этих понятий. Так, термины «этнос» и «этничность» употребляются некоторыми учеными (В.Г. Бабаков, М.О. Мнацаканян, В.М. Семенов)'"^ в смысле широкой научной категории, обобщенно, суммарно выражающей наиболее сущностные черты и характеристики тех социальных общностей людей, которые в истории и реальной жизни выступают в своих конкретно-исторических формах, своеобразных проявлениях, «В данных понятиях содержится та основа, субстанция, которая будет определять особую социальную форму и своеобразие, конкретное содержание и роль в истории и жизни людей данных ассоциаций, общностей»'^. Мы придерживаемся аналогичной точки зрения. '* Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М.: ИФРАН, 1993; Мнацаканян М.О. Интегрализм и национальная общность. М.: АНКИЛ,20()1. " Мнацаканян М.О. Интегрализм и национальная общность. М.: АНКИЛ, 2001. С. 178. 15 Этносы, возникнув еще в примитивных обществах, консолидируясь и развиваясь, представлены в мировой истории такими типами как племя, народность, нация, которые, в свою очередь, являются конкретными и историческими носителями общего субстрата — этничности. В этом смысле правомерно, например, русскую, современную нацию характеризовать как русский этнос, русских — как этничность, подчеркивая с прежними формами общностей, с тем их самым их преемственность духовно психологическими, культурными и т.д. чертами и свойствами. Другая историческую группа ученых и (к примеру, В.А. Тишков)'^, тем не не отрицая менее, духовную иную преемственность, противопоставляет нацию этносам, считая, что только нации способны к активной исторической деятельности, обладают развитыми формами и атрибутами политической, духовной, экономической и культурной жизни, а этносы представляют собой недоразвитые языково-культурные общности. На наш взгляд, «этнос» это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими чертами и устойчивыми особенностями культуры, быта, традиций, обычаев, психологии. Этносы становятся реальностью тогда, когда появляется ощущение внутригруппового единства в противопоставлении другим, окружающим их общностям, то есть формируется этническое самосознание. Важной общность естественной предпосылкой создает формирования условия для этноса тесного является общения, территории, которая хозяйствования и объединения людей. Этническая территория со временем становится не только важным признаком этнической общности, но и одной из основ формирования этнического становятся позже. он Раз самосознания, и более этнос идентичности. обширные Иногда этнической территорией этносами территории, окреп на колонизируемые исторической сформировался, и территории, может передвигаться осваивать другие '* Тишков В.А. Советская этнофафия: преодоление кризиса // Этнографическое обозрение. 1992. № 1. 16 |