59 социальной среды. Смена социальных и, в частности, политических предпосылок разрушает этнического, ценностный мир человека, в противовес неизменность же инновации и традиционного развитию социальной противодействует социально-психологической фрустрации аномии. Этничность консервативна, и в кризисной, конфликтной ситуации человек стремится укрыться в ней как в «материнском лоне». В этом состоит психологическая или защитная функция этничности. Этничность функционирует в едином этническом пространстве, границы которого определяются как на основе приписывания себе и другим членства в определенной этнической группе, так и на основе принятия и демонстрации некоторых общепризнанных символов. Термин «этническое пространство» в нашей работе используется как синоним термина «этническая среда», под которой понимается совокупность взаимосвязей одного или нескольких этносов, в социально-экономическом и культурном отношении составляющих определенный тип социально-исторической системы большей или меньшей структурно-функциональной сложности. Это в полном смысле автогенное общественное образование, имеющее свое внешнее этническое окружение. |
фрустрации и аномии. Этничность консервативна и в кризисной, конфликтной ситуации человек стремится укрыться в ней как в «материнском лоне», В этом состоит психологическая или защитная функция этничности. Необходимо отметить, что этничность функционирует в едином этническом пространстве, границы которого определяются как на основе приписывания себе и другим членства в определенной этнической группе, так и на основе принятия и демонстрации некоторых общепризнанных символов. Термин «этническое пространство» в нашей работе используется как синоним термина «этническая среда», под которой понимается совокупность взаимосвязей одного или нескольких этносов, в социально-экономическом и культурном отношении составляющих определенный тип социально исторической системы большей или меньшей структурно-функциональной образование, сложности. Это в полном смысле автогенное общественное имеющее свое внешнее этническое окружение. В синхронно-диахронном аспекте оно составляет определенную среду как этносоциальную, так и общественноисторическую. Разумеется, собственной автогенной средой обладает этническая общность любого исторического типа. Как отмечает В.Г. Бабаков, автогенная этносоциальная среда — это «постоянное поле многосторонних взаимодействий людей, которое может рассматриваться в аспекте условий, предпосылок и средств человеческого общения, а также под углом зрения его структуры и совершающихся в нем процессов»'^. Эта структура, в свою очередь, может быть охарактеризована с различных сторон: демографической; существующих форм общения; пространственной этнокультурной информационной связи в различных группах и между ними. Социологически каждая такая общность рисуется макросредой массово-группового общения людей, длительно и преемственно (в поколенном отношении) пребывающих условиях, ведущих определенный образ жизни в в специфических естественно данной экологической среде. " Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М.: ИФРАН, 1993. С. 27. 21 |