Проверяемый текст
Лебедева Ирэна Валерьевна. Социокультурная среда как фактор развития этнической общности (Диссертация 2004)
[стр. 67]

67 знаков (языка) и носят обязательный характер.
Однако внутри нормативных пределов люди проявляют множественность вариантов поведения, поскольку живут обычно не «по нормам», а, так сказать, между ними чтобы соблюдать их, достаточно их не нарушать.
Ценности
не столь обязательны, как социокультурные нормы.
Они представляют собой устойчивые убеждения в межличностных, групповых предпочтениях по отношению к определенным, эталонным образцам, в соответствии с которыми люди оценивают социальную значимость собственного опыта, а также деятельности и поведения других.
Ценности есть совокупность
вещей и идей, которые выполняют регулятивную и направляющую функции и становятся идеалами или отрицательными императивами, то есть формируют социально значимые доминанты как основу личностного смысла жизни и поведения.
Представления по своему содержанию наименее социально обязательны.
Они формируются на личностном и распространяются на групповом уровнях и являются продуктом непосредственных контактов людей со своим жизненным миром в социальных группах, членами которых они являются.
Как форма коллективного знания представления строятся на основе информации, образцов, знаний,
отношений, оценок, получаемых посредством образования, массовых коммуникаций и т.п.
Эти знания включаются в решение повседневных задач обыденной жизни людей.
Представления, с одной стороны, являются достаточно устойчивыми, поскольку, как и стереотипы, играют важную роль в формировании базисной структуры образа мира человека и экономят усилия человека при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права.
С другой стороны, представления это оперативные когнитивные образования, которые создают возможность быстрой переориентации в меняющейся действительности, особенно в условиях недостаточно полной или неоднозначной информации относительно воспринимаемого субъекта.
При меняющейся действительности человек может изменять представления,
[стр. 32]

средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения, представляющая собой интегральную систему внегенетических выработанных средств и механизмов, благодаря которым осуществляется весь цикл человеческой деятельности, культура подразделяется на материальную и духовную.
К первому уровню относятся предметы обихода, орудия и предметы труда, среди которых протекает жизнь и деятельность личности и которые составляют часть вещественных, материальных условий уклада жизни людей, их повседневного привычного образа жизни.
Второй уровень включает в себя системы созданных и используемых людьми идей, представлений, ценностей, фиксирующих предпочтения людьми тех или иных совокупностей явлений, социокультурных норм, регулирующих отношения в социальных общностях и обществе в целом.
Социокультурные нормы каждого народа олицетворяют неповторимый исторический опыт его существования, вырабатываются в совместной через деятельности людей и фиксируют в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия границы дозволенного.
Они выражаются правила, образцы, формы деятельности, эталоны, стандарты поведения в типичных социокультурных ситуациях, формы организации различных ситуаций и способы решения жизненных проблем.
Социокультурные нормы регулируют взаимоотношения человека и общества с помощью системы знаков (языка) и носят обязательный характер.
Однако внутри нормативных пределов люди проявляют множественность вариантов поведения, поскольку живут обычно не «по нормам», а, так сказать, между ними, чтобы соблюдать их, достаточно их не нарушать.
Ценности
менее социально обязательны, чем социокультурные нормы.
Они представляют собой устойчивые убеждения в межличностных, групповых предпочтениях по отношению к определенным, эталонным образцам, в соответствии с которыми люди оценивают социальную значимость собственного опыта, а также деятельности и поведения других.
Ценности есть совокупность
32

[стр.,33]

вещей и идей, которые выполняют регулятивную и направляющую функции и становятся идеалами или отрицательными императивами, то есть формируют социально значимые доминанты как основу личностного смысла жизни и поведения.
Представления по своему содержанию наименее социально обязательны.
Они формируются на личностном и распространяются на групповом уровнях, и являются продуктом непосредственных контактов людей со своим жизненным миром в социальных группах, членами которых они являются.
Как форма коллективного знания представления строятся на основе информации, образцов, знаний,
отнощений, оценок, получаемых посредством образования, массовых коммуникаций и т.п.
Эти знания включаются в решение повседневных задач обыденной жизни людей.
Представления, с одной стороны, являются достаточно устойчивыми, поскольку как и стереотипы играют важную роль в формировании базисной структуры образа мира человека и экономят усилия человека при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права.
С другой стороны, представления — это оперативные когнитивные образования, которые создают возможность быстрой переориентации в меняющейся действительности, особенно в условиях недостаточно полной или неоднозначной информации относительно воспринимаемого субъекта.
При меняющейся действительности человек может изменять представления,
отказываться от одних и приобретать другие.
Представлению отводится роль посредника между когнитивным универсумом индивида и внешним миром и оно вызывает соответствующее поведение.
Таким образом, представления, социокультурные образцы, нормы, ценности, являющиеся относительно устойчивыми культурными образованиями, составляют содержание духовной культуры.
Все они порождаются социальной жизнью и регулируют взаимоотношения между людьми в социальных процессах.
Самым непосредственным образом они связаны с деятельностью и 33

[Back]