Проверяемый текст
Жилкина, Мария Сергеевна. Государственное регулирование страхового рынка в Российской Федерации (Диссертация 2000)
[стр. 132]

132 собственности (причем оценку такого имущества вправе был проводить по собственному усмотрению Совет директоров страхового общества), не говоря уже о разного рода фиктивных схемах внесения уставного капитала, когда по отчетности страховщик имел солидный уставный капитал, но реальных денег в его распоряжении не было.
Разумеется, такие действия не способствовали наращиванию финансовой мощи страховщиков.

С точки зрения правового регулирования, такие перекосы были изначально заложены в п.
2 Постановления Верховного Совета "О введении в действие Закона РФ "О страховании"1, определявшем минимальный размер уставного капитала в размере 2
миллионов не деноминированных рублей для страховщиков и 15 миллионов рублей для перестраховочных организаций.
Никакого механизма индексации размера уставного капитала заложено не было, и величина его очень быстро обесценилась.
Кроме того, законом не предусматривалось (в отличие от большинства развитых стран) требование вносить уставный капитал исключительно денежными средствами и постоянно содержать определенную его часть также в виде денежных средств на текущем счету.
Чтобы как-то исправить создавшееся положение Росстрахнадзор ввел собственные требования к размеру уставного капитала
и иных собственных средств.
При обращении страховой организации за получением лицензии на проведение страховой деятельности, оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховой организации должны были составлять в совокупности сумму, равную процентному содержанию от суммы страховой премии по определенным видам страхования, планируемой страховщиком на первом году деятельности.
Поскольку планирование поступлений страховой премии в России на практике никогда жестко не регулировалось и выполнение этих планов не контролировалось (в отличие от
Германии, откуда эта мера регулирования была позаимствована), в качестве планируемой величины страховая компания могла заявить абсолютно любую сумму без последствий для себя, следовательно, ог1 Собрание актов Президента и Правительства РФ.
05.07.1993.
№ 27.
[стр. 70]

эффективного развития рынка страховых услуг, а также защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и государства была учреждена Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор).
С ее функционированием связан второй этап в истории современной системы государственного регулирования страхового рынка России назовем его этап экстенсивного роста.
На этом втором этапе наблюдался беспрецедентный в мировой истории рост страхового рынка.
Показатель числа страховых компаний по состоянию на 01.01.1996 г.
достиг 2 745, а годовой объем страховой премии по добровольному страхованию с 86,99 млрд.
руб.
за 1992 год до 15 680,1 млрд, руб.
за 1995 год, выплаты соответственно с 29,2 млрд.
руб.
до 10 261,3 млрд, руб.1 Значительно повысилась финансовая отдача страхового рынка, его ценность д ля потребителей страховых услуг: уровень выплат в 1992 году составлял в среднем с учетом обязательного страхования 33,8 %, а в 1995 году 72,5 %2 Правда, доля страховой премии в ВВП росла не столь быстро3, что не умаляет заслуг отечественных страховщиков, сумевших за несколько лет практически с нуля создать рынок страховых услуг, предложение которых даже по показателю количества видов страхования в десятки раз превысило «достижения» Госстраха.
К началу 1996 года отечественное страхование прошло в своем развитии путь, на который европейским страховщикам понадобилось почти 2 века.
Однако вследствие такого поспешного роста, в регулировании страховой отрасли были допущены некоторые перекосы и негативные явления, последствия многих из которых сказываются на развитии страхования и по сей день.
1.
Не было эффективного механизма регулирования структуры капитала в страховой отрасли.
По данным Росстрахнадзора (1995 г.) средний размер уставного капитала составлял 171 млн.
руб., при этом уставный капитал более 75 % страховщиков был от 2 до 50 млн.
руб.
в ценах 1995 года.4 Наличие большого числа мелких компаний явно нельзя назвать положительной тенденцией страхового рынка.
С одной стороны, на момент первоначального накопления собственных средств страховщиков, когда еще нет большого объема страховых резервов, приоритетное значение в оценке финансовых возможностей страховщика имеет уставный капитал.
С другой, размеры уставных капиталов российских страховщиков и способы его финансирования далеко не всегда отвечали реальным потребностям для работы на рынке: уставный капитал формировался по минимуму, лишь бы получить лицензию, и оплачивался при этом не только денежными средствами, но и различными видами имущества, вплоть до различных имущественных прав и интеллектуальной собственности (причем оценку такого имущества проводил по собственному усмотрению Совет директоров страхового общества), не говоря уже о разного рода фиктивных схемах внесения уставного капитала, когда по отчетности страховщик имел солидный уставный капитал, но реальных денег в его распоряжении не было.
Разумеется, такие действия не способствовали наращиванию финансовой мощи страховщиков.

1 Данные Росстрахнадзора в ценах 1997 года (неденоминиров.
руб ).
2 Более подробные показатели динамики страховых взносов и выплат приведены в Приложении 12.
3 См.
Приложение 4.
4 Гомелля В.Б.
«Основы страхового дела»/ Москва 1998 г., с.138.
70

[стр.,71]

С точки зрения правового регулирования, такие перекосы были изначально заложены в п.
2 Постановления Верховного Совета «О введении в действие Закона РФ «О страховании», определявшем минимальный размер уставного капитала в размере 2
млн.
неденоминированных рублей для страховщиков и 15
млн.
руб.
для перестраховочных организаций.
Никакого механизма индексации размера уставного капитала заложено не было, и величина его очень быстро обесценилась.
Кроме того, законом не предусматривалось (в отличие от большинства развитых стран) требование вносить уставный капитал исключительно денежными средствами и постоянно содержать определенную его часть также в виде денежных средств на текущем счету.
Чтобы как-то исправить создавшееся положение Росстрахнадзор ввел собственные требования к размеру уставного капитала.

При обращении за получением лицензии на проведение страхования оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховой организации должны были составлять: 15 % от суммы планируемой страховой премии за первый год деятельности по страхованию жизни, но не менее 150 млн.
рублей; и от 15 % до 30 %, но не но не менее 250 млн.
рублей по другим видам.1 Поскольку планирование поступлений страховой премии в России на практике никогда жестко не регулировалось и выполнение этих планов не контролировалось (в отличие от той же Германии, откуда эта мера регулирования была позаимствована), в качестве планируемой величины страховая компания могла заявить абсолютно любую сумму без последствий для себя, следовательно, ограничения, установленные в процентах, ничего для регулирования не давали.
Ограничения по сумме, хотя и значительно превышали установленные Законом 2 млн., но тоже оказались слишком низкими и быстро обесценились в результате инфляции.
Косвенных методов регулирования размеров собственного капитала страховщиков на тот момент Росстрахнадзором предложено не было.
Следовательно, в этот период, с одной стороны, наблюдался резкий приток капитала в страховую отрасль, с другой, состояние капитала страхового бизнеса и, следовательно, возможности страховщиков принимать крупные риски на собственное удержание, все же оставались неудовлетворительным по сравнению с уровнем развитых стран, при в целом пассивном отношении к этой проблеме государственных органов.
2.
Не было выработано эффективных методов регулирования видовой структуры страхового рынка.
Новые, недавно созданные страховые организации были склонны к необоснованной специализации на «конъюнктурных» видах страхования, дающих «быстрые деньги», но не способствующих стабильной работе в будущем.
Для российских страховщиков того периода таких видов страхования было три: страхование ответственности заемщиков за непогашение кредитов, страхование автотранспортных средств и «зарплатные» схемы страхования жизни.
1 П.
3.3.
“Условий лицензирования страховой деятельности на территории РФ”, утвержденных Приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельности № 02-02/08 от 19.05.94 г.
71

[Back]