Проверяемый текст
Тамова Мариет Кадырбечевна. Институционально-экономический механизм реализации конкурентных преимуществ региона (Диссертация 2007)
[стр. 62]

Туркменией и Украиной), а также Ираном, Турцией, Болгарией и Румынией.
Дорожно-транспортный комплекс включает все виды магистрального и промышленого транспорта и обеспечивает важнейший коммуникационный коридор Российской Федерации со многими странами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока.
Во-вторых, структура экономики регионов Юга России традиционно ориентирована на межрегиональные связи внутри этого макрорегиона, причем, в большей степени, чем структура остальных экономических районов.
Указанные обстоятельства объективно обусловливают большую заинтересованность в развитии интеграционного взаимодействия.
В-третьих, экономика Юга России функционирует в условиях достаточно хрупкой социально-политической стабильности в ряде национально территориальных автономий (Кабардино-Бач каре кой Республике, Чеченской Республике, Республике Ингушетия, Республике Дагестан), что негативно сказывается на многих аспектах жизнедеятельности, в том числе на состоянии и перспективах межрегиональных и внешнеэкономических связей, инвестиционной привлекательности этих регионов, следовательно, и на ресурсном обеспечении приоритетных секторов.
В-четвертых, несмотря на все сложности, привнесенные
рыночными преобразованиями, природные и почвенно-климатические условия, а также сохранившиеся опыт и традиции населения в большинстве регионов Юга России по прежнему благоприятствуют развитию агропромышленного производства.
В силу этих же причин сохраняются весьма благоприятные условия в большинстве регионов для развития туристско-рекреационного комплекса, являющегося, кроме прочего, потенциальным потребителем экологически чистого продовольствия.
Валовая добавленная стоимость, создаваемая в
Южном макрорегионе, составляет меньше 9 % от суммарного ВРП российских регионов, причем эта доля имеет за последние годы устойчивую тенденцию к росту (табл.
2.1).
62
[стр. 44]

транспорта и обеспечивает важнейший коммуникационный коридор Российской Федерации со многими странами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока.
Вклад Южного федерального округа в экономику страны не соответствует имеющмся трудовым ресурсам.
По величине валового регионального продукта (далее ВРП) на душу населения по итогам 2005 года округ занимает последнее место.
Валовая добавленная стоимость, создаваемая в
округе, составляет меньше 8 процентов от суммарного ВРП российских регионов, причем эта доля имеет устойчивую тенденцию к снижению.
Таблица 2.1.
Валовой региональный продукт Российской Федерации и Южного федерального округа в 2001-2004 гг.,в текущих ценах, в млрд, руб., [116] 2001 г.
2002 г.
2003 г.
2004 г.
РФ 7741,4 9410,0 11586,2 14555,1 ЮФО 614,0 738,4 892,6 1085,5 Доля ЮФО в РФ, в % 8,3 7,8 7,7 7,5 Отсталость социальной сферы, слабое развитие промышленности, низкая эффективность сельского хозяйства, повышенный удельный вес теневой экономики и отсутствие собственных финансовых ресурсов в национально-территориальных образованиях округа тормозят развитие экономики Юга России и обусловливают прямую угрозу национальной безопасносги.
Природно-климатический потенциал, территориальное расположение субъектов Южного федерального округа обладают достаточно высокой инвестициионной привлекательностью.
В то же время, социальноэкономическая ситуация на Юге России характеризуется высокими инвестиционными рисками.
Существующие рыночные и институциональные механизмы не позволяют вывести экономику округа на высокий уровень развития без государственной поддержки.
В национальном и культурно-этническом отношении население Южного федерального округа является наиболее сложным по сравнению с другими 44

[стр.,53]

по продовольственным товарам, но и с учетом того, что резко возросла численность воинского контингента, а это дополнительная нагрузка на агропромышленный сектор экономики округа.
Во-вторых, структура экономики Северного Кавказа, который является ключевой составляющей территории ЮФО, традиционно была ориентирована на связи с другими регионами, по мнению специалистов, в большей степени, чем остальные экономические районы.
Поэтому в результате разрыва хозяйственных связей, имевшего место при переходе к рынку.
Северный Кавказ потерял около 70% связей с закавказскими республиками, 50% с Украиной, 35% с территориями России и до 90% с бывшими членами СЭВ.
Это, в частности, привело к снижению удельного веса промышленного производства всего Северо-Кавказского региона в общероссийском балансе с 4,5% до 3,0%.
В-третьих, экономика ЮФО функционирует в условиях достаточно хрупкой социально-политической стабильности в Чеченской республике и близлежащих территориях соседних регионов, что, бесспорно, негативно сказывается на многих аспектах жизнедеятельности, в том числе на состоянии и перспективах межрегиональных и внешнеэкономических связей, инвестиционной привлекательности регионов, следовательно, и на ресурсном обеспечении приоритетных секторов.
В-четвертых, несмотря на все сложности, привнесенные
рыночной трансформацией, природные и почвенно-климатические условия, а также сохранившиеся опыт и традиции населения регионов ЮФО по-прежнему благоприятствуют развитию агропромышленного производства.
На долю округа приходится пятая часть общероссийских объемов производства зерновых, почти треть сахарной свеклы, свыше половины семян подсолнечника, 80% риса.
И, наконец, в-пятых, несмотря на то, что ЮФО справедливо считается важнейшей продовольствиепроизводящей территорией России, для него попрежнему характерны довольно сильные межрегиональные различия в уровне производства продовольствия на душу населения.
Те регионы (Краснодарский край, Республика Адыгея, Ставропольский 53

[Back]