129 И Т .Д . 2.2. Реализация комплекса педагогических условий развития творческого компонента деятельности будущих скульпторовпедагогов В процессе теоретического осмысления проблемы нами было выдвинуто предложение о том, что развитие творческой деятельности студентов будет возможным и продуктивным при выполнении следующего комплекса педагогических условий: актуализация потребности студентов в творческой деятельности, ориентация студентов на личностную самореализацию; диагностический подход к определению способностей студентов; реализация индивидуальных склонностей и способностей студентов и развитие профессиональных и личностно значимых качеств будущего скульптора-педагога; формирование и накопление опыта творческой деятельности, воплощение технологических знаний и умений в конкретных продуктах творческой деятельности. В исследовании мы особое внимание уделяли методам, приемам, применение которых обеспечивает реализацию педагогических условий. Под методом преподавания мы понимаем разработанную с учетом дидактических закономерное гей и принципов систему приемов и соответствующих правил деятельности педагога, целенаправленное применение которых позволяет существенно повысить эффективность формирования и развития какого-либо вида деятельности. Таким образом, мы понимаем метод как систему приемов, I а прием как элемент метода, который состоит из системы действий, определенных шагов в реализации метода. Отбор и применение методов и приемов реализации комплекса педагогических условий в экспериментальной работе соотносились с учетом результатов диагностики исходного уровня творческой деятельности студентов |
ботке материалов (на примере вышивки): актуализация потребности студентов в творческой деятельности по художественной обработке материалов; ориентация студентов на личностную самореализацию; диагностический подход к определению способностей студентов; реализация способностей студентов в конкретных видах творческой деятельности по художественной обработке материалов, развитие профессиональных и личностно значимых качеств будущих учителей технологии; формирование и накопление опыта творческой деятельности средствами решения учебно-творческих задач, реализация технологических знаний и умений по художественной обработке материалов в продуктах творческой деятельности. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в образовательном процессе на специализации “Дизайн и художественная обработка материалов” Московского государственного областного университета ФТП(ТЭФ), и Владимирского государственного педагогического университета. Основные положения и выводы по результатам исследования были доложены и обсуждены на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы, заседаниях кафедры методики трудового обучения и научно-методических семинарах МГОУ (2001, 2002, 2003, 2004 г.г.). Материалы исследования внедрены в практику лекционных и лабораторных занятий вузов МГОУ (г. Москва), ВГПУ (г. Владимир) в виде методических рекомендаций, разработок, научных статей, составивших основу обучения художественной вышивке, спецпрактикума и курса “Художественная вышивка” по специальности 030600 “технология и предпринимательст и новейшую информацию о проблемах творческой деятельности, знакомить с состоянием и степенью развития народных художественных ремесел, декоративно-прикладного искусства на данном этапе, они должны понимать целевое назначение творческой деятельности, опираясь на народные традиции. Необходимо, чтобы содержание занятий носило развивающий характер и давало толчок для самоорганизации творческой деятельности. Требование студентов к методике: доступность и последовательность, выделение главного, связь с ранее изученным и т.д. Обращают внимание студенты на личность и высокий профессионализм преподавателей, занятых в процессе формирования творческой деятельности студентов. Им импонируют взаимоотношения преподавателей со студентами, которые носят открытый, доброжелательный, уважительный характер, умение увидеть творческую личность в студенте, поддержать любую инициативу и т.д. 2.2. Реализация комплекса педагогическихусловий формирования творческой деятельности по художественной обработке материалов будущих учителей технологии и предпринимательства (на примере вышивки). В процессе теоретического осмысления проблемы нами было выдвинуто предложение о том, что развитие творческой деятельности студентов на факультете технологии и предпринимательства будет возможным и продуктивным при выполнении следующего комплекса педагогических условий: • актуализация потребности студентов в творческой деятельности, ориентация студентов на личностную самореализацию; • диагностический подход к определению способностей студентов; .• реализация индивидуальных склонностей и способностей студентов и развитие профессиональных и личностно значимых качеств будущего учителя технологии; • формирование и накопление опыта творческой деятельности, во площение технологических знаний и умений по художественной обработке текстильных материалов в конкретных продуктах творческой деятельности. В исследовании мы особое внимание уделяли методам, приемам, применение которых обеспечивает реализацию педагогических условий. Под методом преподавания мы понимаем разработанную с учетом дидактических закономерностей и принципов систему приемов и соответствующих правил деятельности педагога, целенаправленное применение которых позволяет существенно повысить эффективность формирования и развития какого-либо вида деятельности. Таким образом, мы понимаем метод как систему приемов, а прием как элемент метода, который состоит из системы действий, определенных шагов в реализации метода. Отбор и применение методов и приемов реализации комплекса педагогических условий в экспериментальной работе соотносились с учетом результатов диагностики исходного уровня творческой деятельности студентов по художественной обработке материалов и актуального состояния каждого из обозначенных выше условий в рамках разработанной нами модели, включающей в себя составляющие компоненты и устойчивые связи развития данной деятельности. В модели существенные отношения объекта выражены и закреплены в наглядно воспроизводимых и представленных связях и отношениях. Научная модель представляет собой абстрагированное выражение сущности исследуемого явления. В основе моделирования лежит теория подобия, модель выступает в качестве приближенного аналога исследуемого объекта. Любая модель, в том числе и модель развития творческой деятельности студентов, задается целью, которая влияет на содержание, выбор методов и форм, а следовательно, на процесс и результат развития исследуемой деятельности студентов по художественной обработке материалов. Творческая деятельность по художественной обработке материалов как составная часть профессионально-педагогической деятельности студентов по своей сути является индивидуально-творческим процессом, поэтому ее основные состав |