130 актуального состояния каждого из обозначенных выше условий в рамках разработанной нами модели, включающей в себя составляющие компоненты и устойчивые связи развития данной деятельности. В модели существенные отношения объекта выражены и закреплены в наглядно воспроизводимых и представленных связях и отношениях. Научная модель представляет собой абстрагированное выражение сущности исследуемого явления. В основе моделирования лежит теория подобия, модель выступает в качестве приближенного аналога исследуемого объекта. Любая модель, в том числе и модель развития творческой деятельности студентов, задается целью, которая влияет на содержание, выбор методов и форм, а следовательно, на процесс и результат развития исследуемой деятельности студентов. Творческая деятельность по лепке, пластической анатомии, композиции как составная часть профессионально-педагогической деятельности студентов по своей сути является индивидуально-творческим процессом, поэтому ее основные составляющие компоненты должны быть насыщены творчеством и способствовать самореализации каждого студента. В основе модели лежит ряд принципов, регулирующих данный процесс. В< „ педагогике данная категория достаточно разработана, систематизирована. Сформированный в соответствии с задачами нашего исследования комплекс принципов развивает и обогащает то, что является специфическим для художественно-творческой деятельности студентов. К основополагающим принципам мы относим принципы: природосообразиости, культуросообразности, индивидуализации. Принцип природосообразиости представляет собой необходимость соответствия любого процесса развития творческой деятельности естественному развитию человека. В нашей модели принцип природосообразиости предполагает всесторонний и всеобъемлемый учет индивидуальных и личностных особенностей каждого студента, педагогически целесообразное соответствие их с типичными особенностями студенческого возраста. Он позволяет строить процесс развития творческой деятельности с учетом |
площение технологических знаний и умений по художественной обработке текстильных материалов в конкретных продуктах творческой деятельности. В исследовании мы особое внимание уделяли методам, приемам, применение которых обеспечивает реализацию педагогических условий. Под методом преподавания мы понимаем разработанную с учетом дидактических закономерностей и принципов систему приемов и соответствующих правил деятельности педагога, целенаправленное применение которых позволяет существенно повысить эффективность формирования и развития какого-либо вида деятельности. Таким образом, мы понимаем метод как систему приемов, а прием как элемент метода, который состоит из системы действий, определенных шагов в реализации метода. Отбор и применение методов и приемов реализации комплекса педагогических условий в экспериментальной работе соотносились с учетом результатов диагностики исходного уровня творческой деятельности студентов по художественной обработке материалов и актуального состояния каждого из обозначенных выше условий в рамках разработанной нами модели, включающей в себя составляющие компоненты и устойчивые связи развития данной деятельности. В модели существенные отношения объекта выражены и закреплены в наглядно воспроизводимых и представленных связях и отношениях. Научная модель представляет собой абстрагированное выражение сущности исследуемого явления. В основе моделирования лежит теория подобия, модель выступает в качестве приближенного аналога исследуемого объекта. Любая модель, в том числе и модель развития творческой деятельности студентов, задается целью, которая влияет на содержание, выбор методов и форм, а следовательно, на процесс и результат развития исследуемой деятельности студентов по художественной обработке материалов. Творческая деятельность по художественной обработке материалов как составная часть профессионально-педагогической деятельности студентов по своей сути является индивидуально-творческим процессом, поэтому ее основные состав ляющие компоненты должны быть насыщены творчеством и способствовать самореализации каждого студента. В основе модели лежит ряд принципов, регулирующих данный процесс. В педагогике данная категория достаточно разработана, систематизирована. Сформированный в соответствии с задачами нашего исследования комплекс принципов развивает и обогащает то, что является специфическим для художественно-творческой деятельности студентов. К основополагающим принципам мы относим принципы: природосообразности, культуросообразности, индивидуализации. Принцип природосообразности представляет собой необходимость соответствия любого процесса развития творческой деятельности естественному развитию человека. В нашей модели принцип природосообразности предполагает всесторонний и всеобъемлемый учет индивидуальных и личностных особенностей каждого студента, педагогически целесообразное соответствие их с типичными особенностями студенческого возраста. Он позволяет строить процесс развития творческой деятельности по художественной обработке материалов с учетом природосообразного в студенте, где доминирует образность, интуиция, чувственное восприятие (особенно это важно в процессе выполнения художественной вышивки). Реализуется: в формировании диагностических карт развития личности студента в процессе деятельности; в отслеживании качества и динамики как творческой деятельности по художественной обработке материалов, так и личностных изменений студента; в выработке адресных рекомендаций студентам и преподавателям в ориентации (целесообразном выстраивании) всех педагогических воздействий в процессе творческой деятельности, направленных на гармоническое развитие личности студента. Принцип культуросообразности определяет отношение между воспитанием и культурой, воспитанием и развитием личности в процессе творческой деятельности студентов. Отмечая личностно-творческую природу культуры, М.С. Каган (65) подчеркивает, что культура это созидательная деятельность человека как прошлая, зафиксированная, опредмеченная в |