Исследователи отмечают, что процесс и результат творчества не только не исключаю!', но и успешно дополняют друг друга, поскольку психологическая природа творческого акта не изменяется от того, создается объективное или лишь субъективно новое. Социально-объективная значимость творчества определяется его конечным результатом, а субъективная самим процессом творчества. Созидая и преобразуя условия своего существования, человек параллельно созидает, преобразуя себя, т.е. осуществляет творческое саморазвитие. В связи с этим в последние годы появился новый взгляд на проблему творчества. Ученые стали рассматривать саму человеческую жизнь как творчество (В. И. Андреев, А.М. Коршунов, В.А. Тихонович и др.). Творчество выступает как процесс саморазвития сущностных сил и способностей человека в ходе преобразования и познания действительности. Таким образом, творчество, как вид человеческой деятельности, характеризуется рядом существенных, необходимых признаков, которые проявляются не изолированно, а интегрирование, в их целостном единстве. К составляющим компонентам творческого процесса психологи относят: способность поставить вопрос, требующий нетрадиционного ответа: умение увидеть проблему; способность мобилизовать необходимые знания и умения для решения поставленных задач и реализации идеи; умение наблюдать и экспериментировать; способность обобщать полученные результат и оформлять возникающие мысли (образы) в виде логических, математических, художественно-графических, предметных и других структур. Например, создание скульптуры, продукта творчества, требует характера, поиск новых технологий обработки различных материалов (керамика, гипс и т.д.), моделирование и конструирование каркасов и т.д., а также специальных приспособлений, инструментов для их изготовления и т.д. Вместе с тем эти стороны работы далеко не всегда представляют собой последовательные этапы творческой деятельности. Однако они тесно взаимосвязаны, переплетены друг с другом, вклиниваются друг в друга или |
века к миру, предполагающая самореализацию творца. Онтологический подход к творчеству полагает открытость человека и мира друг к другу, их взаимодействие. Творчество предстает как «диалог» человека и мира. Будучи биологически конечным существом человек в творчестве разрушает свои границы, осуществляя преобразование мира, а мир предстает конечно оформленным, относительно завершенным. Творчество в философском понимании это целенаправленная деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир, в соответствии с потребностями и интересами человека. Творчество рассматривается как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Следовательно, творчество в философии рассматривается как культурно-историческое явление, предоставляющее возможность преодоления конечности существования человека в мире путем создания новой реальности [155, с.32]. Развернутый перечень критериев в определении понятия «творчество» дает философ А.Г. Спиркин: «Творчество это мыслительная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, связей, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры... При этом следует подчеркнуть, что новизна объективна и социально значима, если результат действительно новый в контексте истории..Если же он нов лишь для автора, то новизна субъективна и не имеет общественного значения» [143, с.213]. В этом определении, кроме критериев оригинальности и новизны, обращается внимание на социально-объективную и субъективную значимость. Исследователи отмечают, что процесс и результат творчества не только не исключают, но и успешно дополняют друг друга, поскольку психологическая природа творческого акта не изменяется от того, создается объективное или лишь субъективно новое. Социально-объективная значимость творчества определяется его конечным результатом, а субъективная самим процессом творчества.. Созидая и преобразуя условия своего существования, человек параллельно созидает, преобразуя себя, т.е. осуществляет творческое саморазвитие. В связи с этим в последние годы появился новый взгляд на проблему творчества. Ученые стали рассматривать саму человеческую жизнь как творчество (В. И. Андреев, А.М. Коршунов, В.А. Тихонович и др.). Творчество выступает как процесс саморазвития сущностных сил и способностей человека в ходе преобразования и познания действительности. Таким образом, творчество, как вид человеческой деятельности, характеризуется рядом существенных, необходимых признаков, которые всякий раз проявляются не изолированно, а интегрирование, в их целостном единстве. К составляющим компонентам творческого процесса психологи относят: способность поставить вопрос, требующий нетрадиционного ответа; умение увидеть проблему; способность мобилизовать необходимые знания и умения для решения поставленных задач и реализации идеи; умение наблюдать и экспериментировать; способность обобщать полученные результаты и оформлять возникающие мысли (образы) в виде логических, математических, художественно-графических, предметных и других структур. Например, создание произведения декоративно прикладного характера, поиск новых технологий обработки каких-либо узлов изделия, моделирование, конструирование изделий или специальных приспособлений, инструментов для их изготовления и т.д. Вместе с тем эти стороны работы далеко не всегда представляют собой последовательные этапы творческой деятельности. Однако они тесно взаимосвязаны, переплетены друг с другом, вклиниваются друг в друга или могут быть отделены друг от друга во времени (иногда значительном). Тем не менее, они, в известной мере, отражают реальный творческий процесс. Сущность процесса творчества, в психологии рассматривается в двух |