Проверяемый текст
Барышникова, Надежда Александровна; Формирование творческой деятельности будущих учителей технологии в процессе художественной обработки материалов (Диссертация 2004)
[стр. 26]

безразличным тому, что он символизирует.
Это важно в изучении истории
искусства, которую можно постичь только в рамках знаково-символической концепции искусства.
Современная
скульптура малых форм, монументальная скульптура во многом отходит от строгих канонов и символики, тем не менее, во многом развивается в рамках знаково-символической концепции.
Таким образом, мы рассмотрели основные подходы изучения и сущности творческой деятельности человека.
В понимании специфики и сущности творческой деятельности
связанной с пластической передачей формы, т.е.
лепки, проблема художественного образа имеет огромное значение.
В данном контексте искусство эго художественно-образное воспроизведение действительности.
Определяя искусство как «мышление в образах», Г.
Гегель
11 [46] вскрывает его важнейшую особенность и затрагивает самые основы его природы.
С раскрытием природы художественного образа, с выявлением наиболее существенных его свойств в значительной мере сопряжено решение важнейшего вопроса о роли искусства в жизни каждого человека и общества в целом.
Художественный образ это не только гносеологическая, но эстетическая категория, поскольку
имеет большое значение выявление особенности искусства как художественно-образного отображения действительности 12 [66].
Художественный образ в работах исследователей получает разную
t трактовку.
Так A.B.
Гулыга, Н.И.
Киященко, H.J1.
Лейзеров и др.
считают, что именно художественный образ позволяет выявить специфику искусства.

Подчеркивая значимость художественного образа Н.И.
Киященко
13 [78], 26 I 11.
Гегель Г.
Эстетика: В 4т.
М.: Искусство, 1971.
Т.З.
621 с.
12.
Каган М.С.
Философия культуры.
СПб.: Петрополис, 1996.
416с.
13.
Киященко Н.И.
Эстетическая творческая способность: сущность и структура// Марксистско-ленинская эстетика и художественное ворчество.
-М., 1980.-405с.
[стр. 25]

этому подражание природной красоте есть высшая задача искусства.
Эта точка зрения, смыкающаяся с аристотелевским пониманием искусства, долгое время считалась общепризнанной.
У.Д.
Дидро основное назначение искусства также определяется ее познавательной функцией, поскольку красота в искусстве имеет то же основание, что и истина в философии.
Творческая деятельность как самореализация и самовыражение является безграничной сферой ничем не ограниченной человеческой активности.
Такая творческая деятельность в данной теории превращается в средство самооправдания, компенсацией нереализованных желаний творца.
Эмоциональная насыщенность произведений художественного творчества делает их естественным средством «заражения» зрителя эмоциями автора, многообразием его страданий, счастья со всеми их идеалами и добродетелями.
Знаково-символическая концепция творческой деятельности рассматривает ее как форму связи человека с трансцендентным, запредельным.
Подход к творческой деятельности в рамках знаково-символической сущности может исключать как свободу самореализации и самовыражения, так и подражание природе.
Символ носит знаковый характер.
Но в то же время он не является условным обозначением, безразличным тому, что он символизирует.
Это важно в изучении истории
художественной вышивки, которую можно постичь только в рамках знаково-символической концепции искусства.
Современная
художественная вышивка во многом отходит от строгих канонов и символики, тем не менее, во многом развивается в рамках знаковосимволической концепции.
Таким образом, мы рассмотрели основные подходы изучения и сущности творческой деятельности человека.
В понимании специфики и сущности творческой деятельности
по художественной обработке материалов проблема художественного образа имеет огромное значение.
Искусство художественно-образное воспроизведение действительности.
Определяя искусство как «мышление в образах», Г.
Гегель
[40] вскрывает его важнейшую особенность и затрагивает самые основы его 25

[стр.,26]

природы.
С раскрытием природы художественного образа, с выявлением наиболее существенных его свойств в значительной мере сопряжено решение важнейшего вопроса о роли искусства в жизни каждого человека и общества в целом.
Художественный образ это не только гносеологическая, но эстетическая категория, поскольку
большое значение имеет выявление особенности искусства как художественно-образного отображения действительности [66].
Художественный образ в работах исследователей получает разную
трактовку.
Так A.B.
Гулыга, Н.И.
Киященко, H.J1.
Лейзеров и др.
считают, что именно художественный образ позволяет выявить специфику искусства
[70].
Подчеркивая значимость художественного образа Н.И.
Киященко,
считает, что только художественный образ как особый способ отражения жизни в искусстве помогает определить специфику искусства.
А.Я.
Зись, М.С.
Каган, А.Л.
Казин и др.) подчеркивают значимость художественного образа как основного структурообразующего элемента творческой деятельности [59].
М.С.
Каган художественный образ считает, что наиболее точным определением структуры искусства, потому что он «порождается слиянием воспроизведения реальности, выражениями чувств и мыслей художника, конструированием особого рода материально-духовных продуктов [65, с.
186].
Художественный образ это основа и специфика искусства, присущая всем его видам и формам.
Рассматривая художественный образ с точки зрения его отношения к творческому субъекту Г.
Гегель [40], подчеркивал продуктивно-созидательные возможности художника.
Выделяя искусство среди других видов сознания и деятельности, он акцентировал внимание на чувственно-понятийной стороне художественного образа.
Таким образом, сущность специфики творческой деятельности, выражающаяся именно в художественно-образном освоении действительности, позволяет понять единство познания, творчества, отражения и самовыражения в процессе творческой деятельности.
Творческая деятельность существует и развивается как система взаимо26

[Back]