адекватное понимание, восприятие и оценивание произведений искусства, опыт непосредственной творческой деятельности позволяет личности войти в мир общечеловеческих ценностей. Концепция эстетического воспитания A.A. Мелик-Пашаева 21 [125] заслуживает внимательного, вдумчивого рассмотрения. Главная цель эстетического воспитания, но мнению ученого, состоит в том, чтобы, приобщая личность к сложной области искусства, развивать у нее способность эстетического отношения к жизни. Основными психологопедагогическими условиями развития эстетического отношения к действительности и творческих способностей учащихся является приобщение их к решению полноценных творческих задач. Параллельно должна проводиться работа по развитию художественного воспитания, которая строится как опосредованный диалог с автором, опирающийся на авторский опыт самих учеников. БЛГ. Лихачев 22 [112] определяет эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования творческой личности. Его концепция эстетического воспитания включает в себя: эстетическое развитие организованный процесс становления природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического воспитания (чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления), а также формирование духовных потребностей. В системе эстетического воспитания Б.Т. Лихачев выделяет художественное воспитание и художественное образование: художественное воспитание определяется им как целенаправленный процесс формирования личности, способной воспринимать, любить, оценивать искусство и самим создавать художественные ценности. Художественное образование понимается им как процесс освоения личностью совокупности эстетических знаний, умений, 20.Мелик-Пашаев A.A. Об источнике способности человека к художественному творчеству.// Вопросы психологии. 1998. N1. С.76-82. 21.Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Прометей, 1985.-117с. 34 |
теория не только искусства, но и эстетической культуры в целом, теоретическое осмысление всех процессов эстетического освоения действительности [65]. Именно искусство представляет собой наиболее богатый по содержанию и наиболее разнообразный по форме социально целенаправленный активный способ эстетического освоения действительности и моральноэстетического утверждения в ней человека. Для нашего исследования важными являются следующие вышеизложенные положения эстетика как наука обобщает законы эстетического освоения человеком мира. Но поскольку эти законы наиболее полно, всесторонне и непосредственно проявляются в искусстве, то эстетика представляет собой, прежде всего науку о сущности и наиболее общих закономерностях искусства, о природе художественного творчества. Проблема эстетического воспитания личности отражена в работах И.Ф. Исаева, В.А. Кан-Калика, М.С. Кагана, Б.Т. Лихачева, A.A. Мелик-Пашаева и др., а также зарубежных исследователей О.Гунтера, Д. Дьюи, Я. Кодаи, В. Лоуэнфельда, К. Орфа, Г.Рида, Р. Хасти, П. Хиндемита идр. В теории эстетического и художественного воспитания на сегодняшний день сформулированы два ведущих принципа: включенность человека в современную социокультурную проблематику, приобщенность к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего; адекватное понимание, восприятие и оценивание произведений искусства, опыт непосредственной творческой деятельности позволяет личности войти в мир общечеловеческих ценностей. Концепция эстетического воспитания A.A. Мелик-Пашаева [107] заслуживает внимательного, вдумчивого рассмотрения. Главная цель эстетического воспитания, но мнению ученого, состоит втом, чтобы, приобщая личность к сложной области искусства, развивать у нее способность эстетического отношения к жизни. Основными психолого-педагогическими условиями развития эстетического отношения к действительности итворческих способностей 32 учащихся является приобщение их к решению полноценных творческих задач. Параллельно должна проводиться работа по развитию художественного воспитания, которая строится как опосредованный диалог с автором, опирающийся на авторский опыт самих учеников. Б.Т. Лихачев [90] определяет эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования творческой личности. Его концепция эстетического воспитания включает в себя: эстетическое развитие организованный процесс становления природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического воспитания (чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления), а также формирование духовных потребностей. В системе эстетического воспитания Б.Т. Лихачев выделяет художественное воспитание и художественное образование: художественное воспитание определяется им как целенаправленный процесс формирования личности, способной воспринимать, любить, оценивать искусство и самим создавать художественные ценности. Художественное образование понимается им как процесс освоения личностью совокупности эстетических знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок по отношению к художественному творчеству. В основе организации эстетического воспитания ученый выделяет ряд принципов: всеобщности эстетического воспитания, комплексный подход, органической связи всей творческой деятельности с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности личности; учета возрастных и психологических особенностей идр. В концепции эстетического воспитания Б.Г. Лихачева для нас важным является выделение художественного воспитания и художественного образования как сердцевины эстетического воспитания, а также развитие творческой деятельности как целенаправленное формирование способностей личности к художественному творчеству. М.С. Каган [66] считает, что воспитывать эстетический вкус, значит не только использовать заложенную в человеке потребность общения с красо33 |