Проверяемый текст
Барышникова, Надежда Александровна; Формирование творческой деятельности будущих учителей технологии в процессе художественной обработки материалов (Диссертация 2004)
[стр. 36]

36 И.Ф.
Исаев 23 [62] и В.А.
Кан-Калик 24 [69] эстетическое воспитание рассматривают в качестве основы формирования педагогического творчества и педагогической культуры.
И.Ф.
Исаев считает
педагогическое творчество самым сложным из всех других видов творчества в силу того, что в процессе педагогической деятельности обеспечивается максимальная полнота личности к самореализации и происходит «творение» и «сотворение» специалиста 23 [62, с.
154].
Эстетическое воспитание развивает следующие качества личности, характерные для творческого человека: оригинальность, энергичность в работе,
внутреннюю целеустремленность и профессиональную уверенность, знание дела, способность к оценке, независимость, самоуважение и уважение к другим людям.
Эстетическое воспитание обладает особой культурологический функцией, ориентированной на утверждение сущностного начала в человеке, на гармонию его социальных и природных качеств.
К сущностным силам человека исследователи относят познание мира и творческое преобразование самого себя (Е.В.
Бондаревская, О.С.
Газман и др.), развитие которых обеспечивает становление личности, способной к творчеству, в том числе и к художественному
творчеству, к самореализации.
Таким образом, эстетическое воспитание является базой для создания особого рода взаимодействия, способствующего оптимальной реализации творческих потенциальных возможностей взрослеющей личности студента и помогающего ей в духовном и личностном росте педагога.
В основе такого взаимодействия лежат особого рода отношения сотворчества, сотрудничества, уважения, внимания.
Создание такого взаимодействия в образовательном процессе вуза является важными сред
23.Исаев И.Ф.
Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателя высшей школы.
Москва; Белгород, 1993.-219с.

24.
Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д.
Педагогическое творчество.
М.: Педагогика, 1980.-142с.
[стр. 34]

той и бескорыстного её переживания, но и развивать его мастерство, вырабатываемое в художественной практике, в индивидуальном опыте личности, ее умении опознавать эстетическую ценность в каждом особенном ее проявлении» [66, с.271].
Так же, как и Б.Т.
Лихачев, он разделяет в эстетическом воспитании художественное обучение и художественное воспитание: «...Цель художественного образования развитие понимания искусства «изнутри» как деятельности, соединяющей творчество и ремесло, вдохновение и труд, объективное и субъективное, традиционное и новаторское, рациональное и эмоциональное, общезначимое и индивидуальное.
Ибо понять эту противоречивую природу художественного творчества может лучше всего тот, кто сам практически испытывает меру своей способности художественно мыслить и полноценно художественно создавать» [66, с.278].
И.Ф.
Исаев [62] и В.А.
Кан-Калик [69] эстетическое воспитание рассматривают в качестве основы формирования педагогического творчества и педагогической культуры, И.Ф.
Исаев считает
при этом педагогическое творчество самым сложным из всех других видов творчества в силу того, что в процессе педагогической деятельности обеспечивается максимальная полнота личности к самореализации и происходит «творение» и «сотворение» специалиста [62, с.
154].
Эстетическое воспитание развивает следующие качества личности, характерныедля творческого человека: оригинальность, энергичность вработе,
внутренную целеустремленность и профессиональную уверенность, знание дела, способность к оценке, независимость, самоуважение и уважение к другим людям.
Эстетическое воспитание обладает особой культурологический функцией, ориентированной на утверждение сущностного начала в человеке, на гармонию его социальных и природных качеств.
К сущностным силам человека исследователи относят познание мира и творческое преобразование самого себя (Е.В.
Бондаревская, О.С.
Газман и др.), развитие которых обеспечивает становление личности, способной к творчеству, в том числе и к художест


[стр.,35]

венному творчеству, к самореализации.
Таким образом, эстетическое воспитание является базой для создания особого рода взаимодействия, способствующего оптимальной реализации творческих потенциальных возможностей взрослеющей личности студента и помогающего ей в духовном и личностном росте педагога.
В основе такого взаимодействия лежат особого рода отношения сотворчества, сотрудничества, уважения, внимания.
Создание такого взаимодействия в образовательном процессе вуза является важными средствами
развития творческого потенциала будущих учителей технологии, в том числе и в процессе формирования творческой деятельности по художественной обработке текстильных материалов.
Процесс формирования творческой деятельности мы рассматриваем с позиций: личностно-ориентированного, индивидуально-творческого, культурологического идеятельностного подходов.
Основные идеи личностно-ориентированного подхода (А.Г.
Гостев, В.П.
Зинченко, В.И.
Слободчиков, Т.Н.
Шамова, И.С.
Якиманская идр.): обеспечение развития личности через организацию ее деятельности, включая творческую; единство взаимосвязи и взаимоперехода личностной и предметной сторон деятельности; учет и подчинение на каждом уровне развития личности ее потребностям, интересам, склонностям и способностям; формирование представления о деятельности как личностно значимой.
Личностно-ориентированный подход основан на положении о наличии в каждой деятельности внешнего (практического) и внутреннего (теоретического) планов.
Следуя данному положению, в каждой деятельности, в том числе и творческой, можно выделить элементы, относящиеся к той или иной стороне.
Внешняя (практическая) предметная: виды творческой деятельности, ее предметы, действия, операции, средства и результаты.
Внутренняя (личностная) личность студента и ее компоненты (потребности, мотивы, интересы, ценностные установки, склонности и способности к определенно35

[стр.,161]

59.
Зись АЛ.
Искусство и эстетика.
-М.: Искусство, 1974.
447с.
60.
Иванов С.В.
Орнамент народов Сибири как исторический источник.
-М-Л.; 1963.
839с.
61.
Изобразительные мотивы в русской народной вышивке; Музей народного искусства.
М.: Советская Россия; 1990 320с.
62.
Исаев И.Ф.
Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателя высшей школы.
Москва; Белгород, 1993.-219с.

63.
Искусствознание и психология художественного творчества /Отв.
ред.
АЛ.
Зись, М.Г.
Ярошевский.
М.: Наука, 1988.
352с.
64.
Исследование проблем психологии творчества /Под ред.
Я.А.
Понамарева.-М.: Наука, 1983.-335с.
65.
Каган М.С.
Философия культуры.
СПб.: Петрополис, 1996.
416с.
66.
Каган М.С.
Эстетика как философская наука.
СПб., Петрополис, 1997.
467с.
67.
Калмыкова А.Э.
Вышивка тверской земли второй половины XVIII начала XX вв.
Л; 1981 240с.
68.
Калмыкова Л.Э.
Народное искусство тверской земли.
Тверь: РИФ ЛТД; 1995.-384с.
69.
Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д.
Педагогическое творчество.
М.: Педагогика, 1980.-142с.

70.
Киященко Н.И.
Эстетическая творческая способность: сущность и структура// Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество.
М., 1980.-405C.
71.
Ковалев А.Г.
Психология личности.
М.:Просвещение; 1970.
391с.
72.
Коваленко Ю.Г.
Активизация развития дизайнерского мышлениястудентов художественно-графического факультета в процессе изучения основ моделирования костюма.
Диссер.
...
кандидата педагогических наук.
М.; 1998.-243с.
73.
Ковальская Е.Г.
Народное декоративное искусство как одна из основ

[Back]