ния «высших» и «низших» структур развития структур какого-либо объекта или процесса 28 [139]. Прежде чем определив уровневые показатели процесса развития творческой деятельности, мы обращаем внимание на следующие обстоятельства. В психологии и педагогике принято различать творческие и нетворческие виды деятельности. При этом нетворческие виды деятельности, определяемые как репродуктивные, алгоритмические, рассматриваются чаще как подражательные. Творческие же формы освоения деятельности, к ним мы относим и творческую деятельность в области скульптуры, пластической анатомии и композиции, определяются как оригинальные, продуктивные Большой интерес для нашего исследования представляет такой подход к рассматриваемой проблеме, когда любая творческая деятельность, включает в себя элементы подражания. г Творческая деятельность, имея на первоначальных стадиях в значительной мере подражательный характер, постепенно освобождается от власти копирования или подражания и становится в подлинном смысле творческой. При этом рассматривается закономерная линия от подражания копирования, через творческое подражание и подражательное творчество к подлинному творчеству. Данная точка зрения особенно важна для нашего исследования, так как процесс формирования творческой деятельности студентов как раз и является подтверждением этого положения. Творческая деятельность студентов в процессе обучения чаще всего имеет копирующий характер, что в данном контексте является естественным этапом на пути становления творческой индивидуальности студента. Наш подход к данной проблеме формирования творческой деятельности соотносится и со взглядами Е.Г. Громовым 29 [45, с.68] исходит из последовательного 28. Сластеиин В.А. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Академия, 1905. -496с. 29. Громов Е.Г. Природа художественного таланта// Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М.: Прогресс, 1080. -405с. 43 |
сти, мы в рамках деятельностного подхода определяем этапы осуществления творческой деятельности по художественной обработке материалов и ее структуру следующим образом. Мотивационный компонент: мотивы осознание потребности творческой деятельности, ее личностной и профессиональной значимости, наличие способностей к конкретным видам и формамданной деятельности; цели постановка целей творческой деятельности на основе потребностей и мотивов, атакже индивидуальных склонностей испособностей. Операционный компонент: ориентировочные и исполнительские действия выработка плана, моделей, схем предстоящей творческой деятельности, применение определенных средств и способов выполнения действий; действия контроля сравнение хода выполнения действий творческой деятельности, промежуточных и конечных результатов, соотносящихся с целью творческой деятельности, и внесение необходимых корректив; действия оценки подведение итогов выполнения творческой деятельности, ретроспективный анализ. Таким образом, мы рассмотрели научно-теоретические подходы изучения творческой деятельности, необходимые для решения проблемы нашего исследования. Основу исследования процесса формирования той или иной деятельности составляет уровневый подход. Уровневый подход позволяет рассматривать процесс формирования любой деятельности как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному. В научной литературе уровень определяется как «дискретное, относительно устойчивое, качественное своеобразие, сопоставление материальных систем, как отношения «высших» и «низших» структур развития структур какого-либо объекта или процесса [139]. Прежде чем определить уровневые показатели процесса формирования творческой деятельности, мы обращаем внимание на следующие обстоятельства. В психологии и педагогике принято различать творческие и не40 41 творческие виды деятельности. При этом нетворческие виды деятельности, определяемые как репродуктивные, алгоритмические, рассматриваются чаще как подражательные. Творческие же формы освоения деятельности, к ним мы относим и творческую деятельность по художественной обработке текстильных материалов (художественную вышивку), определяются как оригинальные, продуктивные, эвристические. Большой интерес для нашего исследования представляет такой подход к рассматриваемой проблеме, когда любая творческая деятельность, включает в себя элементы подражания. Творческая деятельность, имея на первоначальных стадиях в значительной мере подражательный характер, постепенно освобождается от власти подражания и становится в подлинном смыслетворческой. При этом рассматривается закономерная линия от подражания копирования, через творческое подражание и подражательное творчество к подлинному творчеству» [140, с.74]. Данная точка зрения особенно важна для нашего исследования, так как процесс формирования творческой деятельности студентов как раз и является подтверждением этого положения. Творческая деятельность студентов ФТП (ТЭФ) по художественной обработке материалов чаще всего имеет копирующий характер, что в данном контексте является естественным этапом на пути становления творческой индивидуальности студента. Наш подход к данной проблеме формирования творческой деятельности соотносится и со взглядами Н.М. Гнатко [136, с.68] о последовательном преобразовании потенциальной творческости студентов в актуальную через механизм копирования. Таким образом, творческая деятельность художественной обработке текстильных материалов (художественная вышивка) формирования от подражания копирования, через творческое копирование (подражание) и копирующее (подражательное) творчество к подлинному творчеству. Конечно, не все студенты ФТП в процессе освоения этой творческой деятельности проходят вышеизложенные стадии. Чаще всего творческая деятельность студентов формируется от копирования, через творческое подражание к подражатель(го1Ш гя1 |