ствами, материалом, приобретая ряд весьма трудных технических навыков. В связи с этим мы можем делать вывод о том, что необходимым фактором развития творческой деятельности будущих скульпторов-педагогов в процессе обучения скульптуре, пластической анатомии и композиции является ее свободный выбор студентами в зависимости от их личного интереса, индивидуальных склонностей и творческих способностей. Таким образом, на основании вышеизложенных теоретических положений, анализа опыта развития творческой деятельности будущих скульпторовпедагогов в процессе обучения скульптуре, пластической анатомии и композиции в вузе, имеющем педагогический профиль, нами были определен следующий комплекс педагогических условий формирования творческой деятельности студентов, который необходим для их профессиональной подготовки: г актуализация потребностей студентов в творческой деятельности в процессе обучения скульптуре, пластической анатомии и композиции, ориентация студентов на самореализацию; диагностический подход к определению творческих способностей студентов; реализация индивидуальных способностей студентов в конкретных видах творческой деятельности в процессе изучения учебных предметов (скульптуре, пластической анатомии и композиции), развитие профессионально значихмых качеств будущих скульпторов-педагогов; формирование опыта творческой деятельности средствами решения учебно-творческих упражнений и задач по анатомическому рисованию (с использованием знаний блочного изображения фупп мышц), реализует художественные и творческие умения в продуктах творческой деятельности. Рассмотрим каждое из условий более подробно. 1) Актуализация потребностей в творческой деятельности в области скульптуры, па основе знаний пластической анатомии, композиции; ориентация студентов на личност ное самореализацию. 49 |
Не менее важным вопросом является определение факторов успешного формирования творческой деятельности. В основе этого процессадолжен лежать целый ряд мотивов, без которых формирование творческой деятельности будущих учителей технологии будет неэффективным. Речь идет о наличии мотивов, которые иерархически располагается на уровнях: потребностей, являющихся пусковым механизмом творческой деятельности; способностей, позволяющих удовлетворить потребности в творческой деятельности; умений реализовывать творческуюдеятельность. Эта цепочка: «потребности способности умения» формирует механизмы, необходимые для обеспечения процесса успешного формирования творческой деятельности будущих учителей технологии в вузе. Таким образом, на основании вышеизложенных теоретических положений, анализа опыта творческой деятельности студентов ФТП (ТЭФ) нами был выявлен комплекс педагогических условий, способствующий ее эффективному формированию: актуализация потребностей студентов в творческой деятельности, по художественной обработке материалов, ориентация студентов на самореализацию; диагностический подход к определению способностей студентов; реализация индивидуальных способностей студентов в конкретных видах творческой деятельности по художественной обработке материалов, развитие профессионально значимых качеств будущих учителей технологии; реализация технологических знаний и умений в продуктах творческой деятельности. формирование опытатворческой деятельности. Мы считаем, что предложенный комплекс педагогических условий является необходимым и достаточным для формирования творческой дея бодно избираемая деятельность является предпосылкой внутренней свободы личности, поскольку, она направлена на преобразование окружающей действительности и самого себя. Личность обладает способностью к свободному выбору деятельности. Можно выделять следующие компоненты внутренней свободы личности, проявляющиеся в процессе целенаправленной, самостоятельно избираемой творческой деятельности: осознание возможности выбирать тот или иной вид творческой дятельности; согласованность собственного выбора с внутренним убеждением и личностным интересом; самореализация в творческой деятельности. Мы убеждены в том, что свобода творческой деятельности имеет глубокий педагогический смысл; она расширяет умственный кругозор, усиливает продуктивность фантазии, усиливает положительные эмоции, волю к действию, помогает с большей изобретательностью пользоваться приемами, средствами, материалом, приобретая ряд весьма трудных технических навыков. Всвязи с этоим мы можем делать вывод о том, что необходимым фактором развития творческой деятельности по художественной обработке текстильных материалов является ее свободный выбор студентами ФТП в зависимости от ихличного интереса, индивидуальных склонностей и способностей. Таким образом, на основании вышеизложенных теоретических положений, анализа опыта формирования творческой деятельности по художественной обработке материалов будущих учителей технологии в вузе нами был определен следующий комплекс педагогических условий формирования творческой деятельности студентов ФТП, который необходим для их профессиональной подготовки: актуализация потребностей студентов в творческой деятельности по художественной обработке материалов, ориентация студентов на самореализацию; диагностический подход к определению способностей студентов; реализация индивидуальных способностей студентов в конкретных видах творческой деятельности по художественной обработке материалов, развитие профессионально значимых качеств будущих учителей технологии; формирование опыта творческой деятельности средствами решения учебно-творческих задач, реализация технологических и творческих умений умений в продуктах творческой деятельности. Рассмотрим каждое из условий более подробно. 1) Актуализация потребностей в творческой деятельности по художественной обработке материалов, ориентация студентов на личностное самореализацию. Неотъемлемой частью любой продуктивной деятельности, в том числе творческой деятельности по созданию декоративных изделий, является его побудительная сторона, которая обеспечивает активность личности, мотивирующую направленность ее творческой деятельности. Прежде чем говорить о потребностях студентов ФТП к творческой деятельности по художественной обработке текстильных материалов как условии ее развития и их актуализации, нам необходимо рассмотреть понятие «потребности». Потребности выступают как причина, как движущая сила, источник поведения и деятельности человека. Потребности являются самыми глубокими компонентами в динамике поведения и переживания человека, поэтому ни поведение человека, ни его деятельность, ни его мотивационная сфера не могут быть раскрыты без соотнесения их с потребностями человека» [111]. Потребности имеют две очень важные функции: во-первых, они обеспечивают стабильность жизнедеятельности человека, удовлетворяя его нужды в пределах социальных норм, а во-вторых, постоянно превышая эти нормы, они обеспечивают развитие человека. Разнообразные и часто взаимно противоречивые точки зрения на предназначение потребностей связаны с различным их пониманием. Выделяются |