Неотъемлемой частью любой продуктивной деятельности, в том числе творческой деятельности по созданию скульптуры является его побудительная сторона, которая обеспечивает активность личности, мотивирующую направленность ее творческой деятельности. Потребности будущих скулыггоров-псдагогов к творческой деятельности наиболее полно раскрываются в процессе изучения органичного строения тела. Прежде чем говорить о потребностях к творческой деятельности как условии развития и актуализации, нам необходимо рассмотреть понятие «потребности» на примере блестящих образцов мировой художественной культуры, работ художников и скульпторов (Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.). Потребности выступают как причина, как движущая сила, источник поведения и деятельности человека. Потребности являются самыми глубокими компонентами в динамике поведения и переживания человека, поэтому ни поведение человека, ни его деятельность, ни его мотивационная сфера не могут быть раскрыты без соотнесения их с потребностями человека. Потребности имеют две очень важные функции: во-первых, они обеспечивают стабильность жизнедеятельности человека, удовлетворяя его нужды в пределах социальных норм, а во-вторых, постоянно превышая эти нормы, они обеспечивают развитие человека. Разнообразные и часто взаимно противоречивые точки зрения на предназначение потребностей связаны с различным их пониманием. Выделяются несколько значений, характеризующих понятие «потребности». В философской литературе они рассматриваются как нужда, недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития, внутренний побудитель активности, как противоречие между социальным субъектом и объективными условиями его жизнедеятельности 30 [155]. В психологии потребности рассматриваются: как особое психическое 50 30.Философский словарь// Под ред. И.Г. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986.-590с. |
реализация индивидуальных способностей студентов в конкретных видах творческой деятельности по художественной обработке материалов, развитие профессионально значимых качеств будущих учителей технологии; формирование опыта творческой деятельности средствами решения учебно-творческих задач, реализация технологических и творческих умений умений в продуктах творческой деятельности. Рассмотрим каждое из условий более подробно. 1) Актуализация потребностей в творческой деятельности по художественной обработке материалов, ориентация студентов на личностное самореализацию. Неотъемлемой частью любой продуктивной деятельности, в том числе творческой деятельности по созданию декоративных изделий, является его побудительная сторона, которая обеспечивает активность личности, мотивирующую направленность ее творческой деятельности. Прежде чем говорить о потребностях студентов ФТП к творческой деятельности по художественной обработке текстильных материалов как условии ее развития и их актуализации, нам необходимо рассмотреть понятие «потребности». Потребности выступают как причина, как движущая сила, источник поведения и деятельности человека. Потребности являются самыми глубокими компонентами в динамике поведения и переживания человека, поэтому ни поведение человека, ни его деятельность, ни его мотивационная сфера не могут быть раскрыты без соотнесения их с потребностями человека» [111]. Потребности имеют две очень важные функции: во-первых, они обеспечивают стабильность жизнедеятельности человека, удовлетворяя его нужды в пределах социальных норм, а во-вторых, постоянно превышая эти нормы, они обеспечивают развитие человека. Разнообразные и часто взаимно противоречивые точки зрения на предназначение потребностей связаны с различным их пониманием. Выделяются несколько значений, характеризующих понятие «потребности». В философской литературе они рассматриваются как нужда, недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития, внутренний побудитель активности, как противоречие между социальным субъектом и объективными условиями его жизнедеятельности [155]. В психологии потребности рассматриваются: как особое психическое состояние, отражающее несоответствие между внутренними и внешними условиями деятельности; как состояние личности, создаваемое испытываемой нуждой, как программа жизнедеятельности человека, заложенная в нем природой или возникшая у него под влиянием общества, среды, воспитания, как аспект отношений. Динамика потребности может рассматриваться по нескольким линиям. Мы выделяем четыре этапа в развитии потребности, ведущие к ее удовлетворению и соответственно снятию ее побуждающего начала: актуализация мотивации и инициации деятельности; целеобразование, выбор действия, формирование намерения; реализация намерения (регуляция, контроль); постреализация (констатация результата, то есть оценка удовлетворения потребности, интерпретация причин удачи или неудачи, переход к новому действию). Сначала во влечении (в недифференцированной, неосознанной или недостаточно осознанной потребности) проявляется направляющее значение потребности. Интерес как потребностное отношение возникает на основе познавательного влечения, через осознание его значимости. В процессе своего развития интерес может перерасти в склонность, которая представляет собой потребность в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Конкретный мотив выступает как состояние человека, на которое направлена активность. Мотивы удовлетворяют потребность, производны от нее. Разные мотивы могут характеризовать одну потребность, которая сможет проявляться в разных мотивах. Потребности, как источник активности 71 |