выделение специальных психологических механизмов способностей, в данном виде психологии неизвестных (например, глазомер как свойство и специальная способность к рисованию у архитекторов, художников). То есть нахождение специальных процессов и функций, присущих специальной способности к какому-либо виду творческой деятельности. Проявление именно этих способностей диагностирует профессиональную пригодность к данной творческой деятельности (или прогнозирует успешность этой деятельности). Мы считаем, что общая способность к творческой деятельности (скульптурному творчеству) предполагает развитие прежде всего художественно-образного мышления. Специальные творческие способности, т.е. способности к конкретному виду творческой деятельности, как подчеркивает К.К. Платонов 36 [134] и Т.П. Артемьева 37 [16], тесно связаны с общими, и в процессе своего развития накладывают неповторимый отпечаток индивидуальности. Результаты исследований проблемы способностей, включая творческие, позволяют рассматривать деятельность, как один из главных факторов их развития. Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, особенно в деятельности и которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, художественное и техническое творчество, могут поддерживаться и развиваться дальше соответствующие способности личности» 38 [72, с.31]. 36. Платонов К.К. Иерархия подструктур как уровней личности: Проблема способностей. М., 1972. 78с. 37. Артемьева Т.И, Методологический аспект проблемы способностей. М; 1977. 183с. 38. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416с. 57 |
бразительной деятельности необходимо искать в процессе зрительного восприятия и возникающих на его основе зрительных представлений. Возможны несколько путей визучении проблемы творческих способностей: • аналитический подход, то есть выделение отдельных компонентов, результативных для данной способности. • выделение специальных психологических механизмов способностей, в данном виде психологии неизвестных (например, глазомер как свойство и специальная способность к рисованию у архитекторов, художников). То есть нахождение специальных процессов и функций, присущих специальной способности к какому-либо виду творческой деятельности. Проявление именно этих способностей диагностирует профессиональную пригодность к данной творческой деятельности (или прогнозирует успешность этой деятельности); • синтетический подход к изучению творческих способностей (С. Маркус идр.). Мы считаем, что общая способность к творческой деятельности (декоративно-прикладному творчеству) предполагает развитие, прежде всего образного мышления. Специальные творческие способности, т.е. способности к конкретному виду творческой деятельности, как подчеркивает К.К. Платонов [119] и Т.И. Артемьева [16], тесно связаны с общими, и в процессе своего развития накладывают неповторимый отпечаток индивидуальности. Результаты исследований проблемы способностей, включая творческие, позволяют рассматривать деятельность, как один из главных факторов их развития. Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, особенно в деятельности и которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, художественное и техническое творчество, могут поддерживаться и развиваться дальше соответствующие способности личности» [65, |