используемых идей. В список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний, а также выдвинутых контридей [11,219]. Практика применения данного метода показала, что наиболее эффективные результаты достигаются в случаях, когда все участники «мозговой атаки» рационально распределяются на 3 группы: группу генерирования идей, группу анализа проблемной ситуации и оценки идей, группу генерирования контридей. Описанный метод позволяет перенести акцент с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студентов, что способствует их максимальной активности, развитию у них гибкости мышления, творческого подхода к деятельности, самостоятельности. III. Метод эмпатии (метод личной аналогии) (см. приложение 9) Метод применения аналогии является как бы промежуточным звеном между интуитивными и дедуктивными процедурами мышления. Эмпатия означает отождествление личности человека с личностью другого, когда мысленно пытаются поставить себя в положение другого. Метод эмпатии применим в различных видах творческой деятельности, мы считаем, что целесообразно использовать данный метод при подготовке будущих учителей технологии к профессионально-творческой деятельности. Достоинствами метода эмпатии являются большие возможности для развития профессионально-личностных качеств будущего учителя технологии, в первую очередь гуманности, сердечности, умения сопереживать другому человеку. К недостаткам и ограничениям этого метода следует отнести то, что на первых занятиях с его применением студенты много отвлекаются и даже развлекаются. IV. Деловая игра, воссоздающая и моделирующая профессиональную деятельность учителя технологии. 108 |
5 этап деструктурирование идей, то есть оценка идей на реализуемость в процессе «мозговой атаки». «Мозговая атака» на этом этапе направлена на всестороннее изучение возможных препятствий на пути к реализации выдвинутых идей; 6 этап оценка критических замечаний, высказанных во время предыдущего этапа, и составление окончательного списка практически используемых идей. В список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний, а также выдвинутых контридей [9, 219]. Практика применения данного метода показала, что наиболее эффективные результаты достигаются в случаях, когда все участники «мозговой атаки» рационально распределяются на 3 группы: группу генерирования идей, группу анализа проблемной ситуации и оценки идей, группу генерирования контридей. Описанный метод позволяет перенести акцент с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студентов, что способствует их максимальной активности, развитию у них гибкости мышления, творческого подхода к деятельности, самостоятел ьности. 3. М етод эмпатии (метод личной аналогии). Метод применения аналогии является как бы промежуточным звеном между интуитивными и дедуктивными процедурами мышления. Эмпатия означает отождествление личности человека с личностью другого, когда мысленно пытаются поставить себя в положение другого. М етод эмпатии применим в различных видах творческой деятельности, мы считаем, что целесообразно использовать данный метод при подготовке будущих социальных педагогов к профессионально-творческой деятельности. Достоинствами метода эмпатии являются большие возможности для развития профессионально-личностных качеств будущего социального педагога, в первую очередь гуманности, сердечности, умения сопереживать другому человеку. 79 К недостаткам и ограничениям этого метода следует отнести то, что на первых занятиях с его применением студенты много отвлекаются и даже развлекаются. 4. Деловая игра, воссоздающая и моделирующая профессиональную деятельность социального педагога. Цель применения данного метода выработать у студентов умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, развить творческое мышление, способности оценивать свою деятельность. Деловая игра — это имитационная игра, в которой воспроизводится настоящая профессиональная деятельность социального педагога Доказано, что деловые игры обеспечивают достижение ряда образовательных целей: 1) стимулирование мотивации и интереса в общеобразовательном плане, в области предмета изучения, в продолжении изучения темы; 2) поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме, например, фактов, системного понимания, взаимосвязи специфической роли со всей системой, последствий в осуществлении конкретных планов; 3) развитие навыков: критического мышления и анализа, принятия решения, взаимодействия, коммуникации, конкретных умений; 4) изменение установок, социальных ценностей, восприятия интересов других участников игры; 5) саморазвитие или развитие благодаря другим участникам, осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств [177, 143]. Игру можно разделить на следующие этапы: подготовительный, вводная часть, игровой, заключительный. На подготовительном этапе студенты изучают возможности использования общих теоретических методов решения ситуационных задач в данной игре, знакомятся с игровой ситуацией, функциями участников, правилами и методикой проведения игры. Во вводной части комплектуются игровые группы, распределяются роли между 80 |