овладения педагогическим опытом. Мы считаем, что данная точка зрения отражает одну из важных сторон творчества процесс разработки идеи решения социально педагогической проблемы. Н.Д. Никандров, В.А. Каи-Калик, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, Н.М. Яковлева и др. сторонники второго подхода рассматривают творчество как деятельность, связанная с постановкой и творческим решением проблем. На наш взгляд, второй подход полнее характеризует сущность творчества, поскольку творческий характер носит не только момент разработки идеи решения проблемы, но и сам процесс ее воплощения на практике. Этот аспект рассмотрения творчества важен для нашего исследования как необходимая составляющая деятельности каждого специалиста. Раскрытие творческой сущности педагогических умений и действий, по утверждению А.Н. Леонтьева, принадлежит Л.С. Выготскому, заметившему, что сама жизнь в педагогике "...раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созиданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому" [53C.83J. Аналогично характеризует творческую деятельность педагога В.Н. КанКалик. Автор рассматривает ее "как деятельность, направленную на постоянное решение бесчисленного ряда учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которых, педагогом вырабатываются, в общении с детьми, оптимальные, органичные для данной педагогической индивидуальности, не стандартизированные педагогические решения, опосредованные особенностями субъекта педагогического воздействия" [86, с.39]. Изучение научной литературы позволило выявить, что в настоящее время нет единого толкования самого понятия «творчество». В рамках 18 |
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить два наиболее важных подхода в рассмотрении сущности творчества в профессиональной деятельности. Первый из них (К. И. Золотарь, И. П. Раченко, М. Н. Скаткин, Н. П. Тучнин, С. П. Чернев и др.) характеризуют творчество в профессиональной деятельности как ее совершенствование на основе овладения педагогическим опытом. Мы считаем, что данная точка зрения отражает одну из важных сторон творчества процесс разработки идеи решения социально-педагогической проблемы. Второй подход это рассмотрение творчества как деятельности, связанной с постановкой и творческим решением проблем (Н. Д. Никандров, В. А. Кан-Калик, Л. С. Подымова, В. А. Сластенин, Н. М. Яковлева и др.). На наш взгляд, второй подход полнее характеризует сущность творчества, поскольку творческий характер носит не только момент разработки идеи решения проблемы, но и сам процесс ее воплощения на практике. Этот аспект рассмотрения творчества важен для нашего исследования как необходимая составляющая деятельности каждого социального педагога. Именно социальный педагог взял на себя функции грамотного диагностирования и прогнозирования социальных процессов, оказание предупредительно-профилактической, психолого-педагогической, социальнотерапевтической и правозащитной поддержки различных по социальному статусу и возрасту категорий населения, в первую очередь детей. В повседневной деятельности социальный педагог постоянно сталкивается с проблемами, которые не имеют однозначных решений. В таких случаях ему приходится учитывать разные обстоятельства, взвешивать доводы «за» и «против», оценивать степень риска, находить компромиссы. Профессионально-творческая деятельность социального педагога, таким образом, не сводится, как это часто считают, к выбору оптимальных вариантов выхода из проблемной ситуации. Вначале нужно оценить ситуацию, затем необходимо провести поиск удовлетворяющих целям и условиям ситуации 34 |