Во-вторых, педагогическое творчество изучено, в принципе, в идеальном его понимании разносторонне, как отечественными, так и зарубежными исследователями. Вместе с тем и в настоящее время нет* единого подхода в его понимании. В-третьих, о педагогическом творчестве необходимо говорить как о целостном процессе, где взаимодействуют различные составляющие. В-четвертых, «творчество — необходимое условие становления самого педагога, его самопознания, раскрытия как личности. Творчество, развивая способности, формирует педагогическую талантливость учителя». В-пятых, педагогическое творчество, по сути, сохраняет общую логику любого творческого процесса. В-шестых, если в содержательном плане общая схема творческого педагогического процесса соответствует структуре творчества, вскрытой эвристикой [«черный ящик» С.Р.], то в аспекте процессуальном здесь имеется ряд специфических характеристик. Специфичность и особенность педагогического творчества обнаруживается уже при подходе к определению педагогического творчества это уникальная человеческая деятельность. В нашем исследовании мы предприняли попытку определить особенности педагогического творчества. Первая особенность педагогического творчества заключается в том, что это специфическая деятельность и достаточно сложный и противоречивый процесс, направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни, выполняющий социальный заказ общества с учетом экономических, политических, нравственно-эстетических норм, принятых в определенной общественно экономической формации. Принято выделять виды педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, организаторская, пропагандистская, управленческая, консультационно-диагностическая и деятельность по самообразованию. По природе и сущности все виды педагогической деятельности являются творческими. Это подтверждают исследования целого ряда зарубежных и отечественных ученых. 21 |
в связи с этим, отмечает: «... деятельность преподавания есть деятельность сложная, в ней есть элементы чисто научные, объективные, и чисто личные, творческие элементы педагогического искусства и таланта. Основа деятельности учителя суть научные знания науки вообще, своего специального предмета, родственных с ним, его методологии, детей. Чем шире и основательнее знания учителя, тем плодотворнее будет его деятельность. На этой объективной почве учитель должен явиться художником: должен переработать метод, сделать его своим достоянием и орудием и уметь бесконечно видоизменять его, прилаживая его к различным детям, с различной подготовкой и своеобразными природными свойствами. Поэтому истинно хороший учитель не может быть рабом ни программ, ни методик, он всегда должен оставаться свободным и самостоятельным деятелем» (72,600). Определенное внутреннее сходство высказываний с И. Ф. Каптеровым мы находим в трудах А. С. Макаренко: «Самая система средств никогда не может быть мертвой застывшей формой, она всегда изменяется и развивается, хотя бы уже потому, что растет ребенок, входит в новые стадии общественного и личного развития, растет и изменяется и наша страна» (102, 5, 107). Итак, в связи с вышеизложенным, мы сможем сделать краткий вывод, что педагогическая деятельность, бесспорно, является творческим процессом. «Педагогика в своем основании научна, но в своем завершении, в своем практическом приложении она искусство» (Цит. по 69, 9). Это во-первых. Во вторых, педагогическое творчество изучено, в принципе, в идеальном его понимании разносторонне, как отечественными, так и зарубежными исследователями. В третьих, о педагогическом творчестве необходимо говорить как о целостном процессе, где взаимодействуют различные составляющие. В четвертых, «творчествонеобходимое условие становления самого педагога, его самопознания, раскрытия как личности. Творчество, развивая способности, формирует педагогическую талантливость учителя» (63, 16). В пятых, педагогическое творчество, по сути, сохраняет общую логи ку любого творческого процесса. На основе наших исследований педагогическое творчество и творческий процесс можно представить в виде структурной схемы (см. схему 2). Схема 2 Механизм решения творческой задачи (на основе исследований Дж.К. Джонса) Условия возникновения творческой задачи Проблема Информация Задача Эвристическая ситуация Условия решения творческой задачи Анализ Аналогии «Черный Опыт Практика ящик» Синтез —► Оценка Теоретические знания Желаемый, оптимальный уровень, вариант решения творческой задачи для отдельного индивида или группы В шестых, если в содержательном плане общая схема творческого педагогического процесса соответствует структуре творчества, вскрытой эвристикой («черный ящик». С.Р.), то в аспекте процессуальном здесь имеется ряд специфических характеристик. Специфичность и особенность педагогического творчества обнаруживается уже при подходе к определению педагогического творчества это уникальная человеческая деятельность. Итак, сделанные нами выводы определяют четкое понимание феномена «педагогическое творчество» на основе «общего» и позволяют, в свою оче редь, выделить частное, специфическое (виды, признаки, черты и т.д.), особенности педагогического творчества. Первая особенность педагогического творчества заключается в том, что это специфическая деятельность и достаточно сложный и противоречивый процесс, направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни, выполняющий социальный заказ общества с учетом экономических, политических, нравственно-эстетических норм, принятых в определенной общественноэкономической формации. Принято выделять виды педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, организаторская, пропагандистская, управленческая, консультационно-диагностическая и деятельность по самообразованию. По природе и сущности все виды педагогической деятельности являются творческими. Это подтверждают исследования зарубежных и отечественных ученых. Вторая особенность заложена в целях педагогической деятельности это есть «сознательное вмешательство взрослых людей в объективно закономерный процесс воспитания, становления детей взрослыми людьми, с целью преобразования человеческой природы в «развитую и специфическую рабочую силу» (К. Маркс), подготовки члена общества, то есть, педагогическая деятельность всегда направлена на выполнение социального заказа, она «как органическая, сознательная и целенаправленная часть воспитательного процессаодна из важнейших функций общества» (94, 36-37). И начальной, исходной точкой педагогического творчества всегда является и будет осознание учителем, педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку данного общества. Этот компонент определяет характер и содержание педагогической деятельности, ее цели и задачи по формированию личности. Следующее отличие педагогического творчества от других видов творчества то, что объект педагогического творчества живой человек, чрезвычайно многообразный и неповторимый. Как говорил П. К. Эгельмейер: |