Вторая особенность заложена в целях педагогической деятельности: это есть «сознательное вмешательство взрослых людей в объективно закономерный процесс воспитания, становления детей взрослыми людьми, с целью преобразования человеческой природы в «развитую и специфическую рабочую силу» (К. Маркс), подготовки члена общества, то есть педагогическая деятельность всегда направлена на выполнение социального заказа, она «как органическая, сознательная и целенаправленная часть воспитательного процесса одна из важнейших функций общества» [127, 3637]. И начальной, исходной точкой педагогического творчества всегда является и будет осознание учителем, педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку данного общества. Этот компонент определяет характер и содержание педагогической деятельности, ее цели и задачи по формированию личности. Третье отличие педагогического творчества от других видов творчества в том, что объект педагогического творчества живой человек, чрезвычайно многообразный и неповторимый. Как говорил П.К. Эгельмейер: «Хороший воспитатель тем и отличается от ремесленника, что, тогда как последний руководствуется только стереотипными приемами, первый вживается в индивидуальные особенности воспитанника и к ним прилаживает свой идеал доброго гражданина. Что это значит? Значит, что у воспитателя прежде всего есть идеал (I акт), затем он прилаживает его к данным условиям (П акт) и, наконец, при выполнении пользуется приобретенными педагогическими навыками (III акт)» [191, 64). В.А. Кан-Капик, выделяя эту творческую особенность, смотрит гораздо шире: «Творческий процесс педагога должен быть сопряжен с творческим процессом каждого воспитуемого и с творческим процессом всего педагогического коллектива. Без сотворчества с воспитанником, без координации своих творческих усилий с поиском всего коллектива педагогов педагогическое творчество как целостный, продуктивный процесс немыслимо» [86, 27]. 13.И. Загвязинский считает: «Педагогический процесс и в проекте, и в действительном воплощении 22 |
редь, выделить частное, специфическое (виды, признаки, черты и т.д.), особенности педагогического творчества. Первая особенность педагогического творчества заключается в том, что это специфическая деятельность и достаточно сложный и противоречивый процесс, направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни, выполняющий социальный заказ общества с учетом экономических, политических, нравственно-эстетических норм, принятых в определенной общественноэкономической формации. Принято выделять виды педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, организаторская, пропагандистская, управленческая, консультационно-диагностическая и деятельность по самообразованию. По природе и сущности все виды педагогической деятельности являются творческими. Это подтверждают исследования зарубежных и отечественных ученых. Вторая особенность заложена в целях педагогической деятельности это есть «сознательное вмешательство взрослых людей в объективно закономерный процесс воспитания, становления детей взрослыми людьми, с целью преобразования человеческой природы в «развитую и специфическую рабочую силу» (К. Маркс), подготовки члена общества, то есть, педагогическая деятельность всегда направлена на выполнение социального заказа, она «как органическая, сознательная и целенаправленная часть воспитательного процессаодна из важнейших функций общества» (94, 36-37). И начальной, исходной точкой педагогического творчества всегда является и будет осознание учителем, педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку данного общества. Этот компонент определяет характер и содержание педагогической деятельности, ее цели и задачи по формированию личности. Следующее отличие педагогического творчества от других видов творчества то, что объект педагогического творчества живой человек, чрезвычайно многообразный и неповторимый. Как говорил П. К. Эгельмейер: «Хороший воспитатель тем и отличается от ремесленника, что тогда как последний руководствуется только стереотипными приемами, первый вживается в индивидуальные особенности воспитанника и к ним прилаживает свой идеал доброго гражданина. Что это значит? Значит, что у воспитателя прежде всего есть идеал (I акт), затем он прилаживает его к данным условиям (II акт) и, наконец, при выполнении пользуется приобретенными педагогическими навыками (III акт)» (222, 64). В. А. Кан-Калик, выделяя эту творческую особенность, смотрит гораздо шире: «Творческий процесс педагога должен быть сопряжен с творческим процессом каждого воспитуемого и с творческим процессом всего педагогического коллектива. Без сотворчества с воспитанником, без координации своих творческих усилий с поиском всего коллектива педагогов педагогическое творчество как целостный, продуктивный процесс немыслимо» (69, 27). В. И. Загвязинский считает: «Педагогический процесс и в проекте, и в действительном воплощении детище учителя, хотя, конечно, у него есть и «соавторы»: составители учебников и пособий, коллеги-учителя, методисты, учащиеся. Поэтому творческий подход к делу в учительской профессии оказывается не только желательным, но и совершенно необходимым» (63, 14). Итак, одна из ярко выраженных особенностей педагогического творчества это сотворчество. В начале нашего параграфа мы отметили, что как творческий труд, педагогическая деятельность сохраняет общую логику творческого процесса, вскрытую современной наукой: 1) возникновение замысла, т. е. определенной проблемной ситуации; 2) осознание цели замысла; 3) накопление наблюдений; 4) выбор лучшего из возможных решений творческий задачи путем перебора вариантов; 5) результат творческого процесса и его оценка (88; 113; 154; 222 и др.). Современная педагогическая наука с учетом специфики педагогического творчества и многообразия форм проявлений конкретизирует вышеприведенную схему применительно к педагогической деятельности и выстраивает такую последовательность этапов в творческом процессе педагога: 1) возникновение педагогического замысла, направленного на решение педа |