Проверяемый текст
Руссков, Станислав Пименович; Подготовка учителей начальных классов к профессионально-творческой деятельности в трудовом воспитании школьников (Диссертация 2000)
[стр. 23]

детище учителя, хотя, конечно, у него есть и «соавторы»: составители учебников и пособий, коллеги-учителя, методисты, учащиеся.
Поэтому творческий подход к делу в учительской профессии оказывается не только желательным, но и совершенно необходимым»
[75, 14].
Итак, одна из ярко выраженных особенностей педагогического творчества это сотворчество.

Как творческий труд, педагогическая деятельность,
как считают ученые, сохраняет общую логику творческого процесса, вскрытую современной наукой: 1) возникновение замысла, т.
с.
определенной проблемной ситуации; 2) осознание цели замысла; 3) накопление наблюдений; 4) выбор лучшего из возможных решений творческий задачи путем перебора вариантов; 5) результат творческого процесса и его оценка
(Н.В.Кухарев, З.И.Равкин, П.К.Энгельмейр).
Современная педагогическая наука с учетом специфики педагогического творчества и многообразия форм проявлений конкретизирует вышеприведенную схему применительно к педагогической деятельности и выстраивает
следующую последовательность этапов в творческом процессе педагога: 1) возникновение педагогического замысла, направленного на решение педагогической задачи; 2) воплощение педагогического замысла в деятельности, в общении с людьми; 3) анализ и оценка результатов творчества.
Такого мнения придерживаются В.И.
Загвязинский,
В.Л.
КанКалик, Г.М.
Коджаспирова, Ю.П.
Львова, В.Г.
Максимов, А.К.
Маркова и многие другие.
Таким образом, в научных трудах для удобства анализа педагогической деятельности принято опираться на данную этапность творческого процесса педагога.
За каждым этапом педагогического творчества Я.А.
Пономарев видит психологическое содержание и выделяет три фазы:
фаза логического анализа (опора на знания, высокий уровень осознанности процессов и действий); фаза интуитивного решения, которая начинается с выработки гипотезы, выдвигается развитие решения, осуществляется анализ и синтез, и в конце концов, на основании одной из 23
[стр. 45]

«Хороший воспитатель тем и отличается от ремесленника, что тогда как последний руководствуется только стереотипными приемами, первый вживается в индивидуальные особенности воспитанника и к ним прилаживает свой идеал доброго гражданина.
Что это значит? Значит, что у воспитателя прежде всего есть идеал (I акт), затем он прилаживает его к данным условиям (II акт) и, наконец, при выполнении пользуется приобретенными педагогическими навыками (III акт)» (222, 64).
В.
А.
Кан-Калик, выделяя эту творческую особенность, смотрит гораздо шире: «Творческий процесс педагога должен быть сопряжен с творческим процессом каждого воспитуемого и с творческим процессом всего педагогического коллектива.
Без сотворчества с воспитанником, без координации своих творческих усилий с поиском всего коллектива педагогов педагогическое творчество как целостный, продуктивный процесс немыслимо» (69, 27).
В.
И.
Загвязинский считает: «Педагогический процесс и в проекте, и в действительном воплощении детище учителя, хотя, конечно, у него есть и «соавторы»: составители учебников и пособий, коллеги-учителя, методисты, учащиеся.
Поэтому творческий подход к делу в учительской профессии оказывается не только желательным, но и совершенно необходимым»
(63, 14).
Итак, одна из ярко выраженных особенностей педагогического творчества это сотворчество.

В начале нашего параграфа мы отметили, что как творческий труд, педагогическая деятельность сохраняет общую логику творческого процесса, вскрытую современной наукой: 1) возникновение замысла, т.
е.
определенной проблемной ситуации; 2) осознание цели замысла; 3) накопление наблюдений; 4) выбор лучшего из возможных решений творческий задачи путем перебора вариантов; 5) результат творческого процесса и его оценка
(88; 113; 154; 222 и др.).
Современная педагогическая наука с учетом специфики педагогического творчества и многообразия форм проявлений конкретизирует вышеприведенную схему применительно к педагогической деятельности и выстраивает
такую последовательность этапов в творческом процессе педагога: 1) возникновение педагогического замысла, направленного на решение педа

[стр.,46]

гогической задачи; 2) разработка замысла; 3) воплощение педагогического замысла в деятельности, в общении с людьми; 4) анализ и оценка результатов творчества.
Такого мнения придерживаются В.
И.
Загвязинский
(63), В.
А.
Кан -Калик (69), Г.М.
Коджаспирова (79), Ю.
П.
Львова (101), В.Г.
Максимов (104), А.
К.
Маркова (105), Н.Д.
Никандров (69) и многие другие.
Таким образом, в научных трудах, для удобства анализа педагогической деятельности принято опираться на данную этапность творческого процесса педагога.
За каждым этапом педагогического творчества Я.
А.
Пономарев видит психологическое содержание и выделяет три фазы:
1) фаза логического анализа (опора на знания, высокий уровень осознанности процессов и действий); 2) фаза интуитивного решения, которая начинается с выработки гипотезы, выдвигается развитие решения, осуществляется анализ и синтез, и в конце концов, на основании одной из гипотез, обнаруживается в достаточной степени выраженная возможность связывать данные факты единой логической нитью и вскрывать отношения их друг к другу...
т.
е., на которой осознанным оказывается не только результат, но и способ решения (процессуальная сторона); 3) фаза проверки решения завершающий этап логического доказательства истинности данного суждения и проверка решения средствами практики (фаза формализации вербализированного решения, придания найденному решению окончательной, логически завершенной формы) (137, 118-122).
Определение специфики этапов педагогического творчества позволяет нам остановиться и на следующих особенностях педагогической деятельности.
Например, в отличие от других видов творческого труда, в частности, от деятельности художника и ученого, в педагогической деятельности определенные выше стадии и фазы творческого процесса педагога тесно связаны между собой во временном отношении.
И если у ученого-художника, писателя между стадиями творческого процесса может быть значительный промежуток времени, то в педагогическом творчестве такого запаса времени нет, так как оперативный и систематический характер педагогического творчества...
требует немедленного анализа и немедленного действия...
Эта временная спрее

[Back]