Проверяемый текст
Руссков, Станислав Пименович; Подготовка учителей начальных классов к профессионально-творческой деятельности в трудовом воспитании школьников (Диссертация 2000)
[стр. 30]

отмечает, что «частных моделей в настоящее время чрезвычайно многочисленно» [91,9].
Эго значит, систематизировать и обобщить эти модели, привести их в систему достаточно трудно.
Творческая природа педагогической деятельности подтверждается трудами зарубежных авторов: Э.
Гансберг,
Дж.
Гилфорд, Л.
Гурлитт, К.
Дункср, М Карне, ГГ Кемп, А.
Ньюэлл, Л.
Секей, А.
Шведл идр.
Наша отечественная педагогическая теория при рассмотрении педагогического творчества выделяет еще одну особенность внутренние и внешние условия педагогического творчества
(П.Р.
Атутов, Н.И.
Бабкин, ГО.К.
Васильев, М.Т.
Громкова, В.Ф.
Иванов и др.) Например, В.И.
Загвязинский к наиболее существенным внешним (объективным) условиям, от которых зависит педагогическое творчество, относит: 1) предъявляемые школе требования общества, отражающие современную социальную
ситуацию, а также перспективы общественного и научно-технического прогресса; 2) уровень развития современной науки, особенно, науки о человеке, и прежде всего, педагогики и психологии; 3) состояние массовой школьной практики, в том числе профессиональную подготовку' учителей и обеспеченность школы средствами обучения, в том числе техническими; 4) методические установки, заключенные в программах, учебниках, инструктивных материалах органов народного образования; требования, предъявляемые органами народного образования, инспекторами и методистами к школе и учителю; 5) педагогическую позицию данного коллектива, его творческий потенциал, психологическую атмосферу, настроенность на совместный поиск лучших решений, что во многом определяется качествами личности руководителей школы, а также сложившимися традициями» [75, 32-33].
Из сказанного следует, что педагогическое творчество, его уровни проистекания во
хмногом зависят оттого, в каких объективных условиях осуществляется педагогическое творчество.
Следовательно, осознание
педагогом всех вышеназванных 30
[стр. 50]

проявления педагогического творчества необходимы и цели, условия, идеалы.
Часто источник для творчества и цель ставит нам жизнь, специфика работы (художник, архитектор, конструктор, актерг учитель и т.
д.).
В общем, методологическом плане, условия возникновения и источники, закономерности проистекания творческого процесса рассмотрены в трудах А.
Матейко (109).
Условия и источники педагогического творчества в современной педагогической теории рассмотрены рядом авторов: В.
И.
Андреевым (9), В.
И.
Загвязинским (63), В.
А.
Кан-Калик (69), Г.
М.
Коджаспировой (79), Н.
В.
Кузьминой (85), Ю.
Л.
Львовой (101), В.
Г.
Максимовым (104), И.
П.
Раченко (153) и многими другими.
Нами было отмечено, что за общей логикой творческого процесса необходимо видеть его психологическое содержание.
Условия и психология труда учителя описаны в фундаментальных трудах Л.С.
Выготского (40; 42), Н.В.
Кузьминой (85), А.Н.
Леонтьева (89;90), А.К.
Марковой (105), Я.А.
Пономарева (136; 137), В.Н.
Пушкина (148) и др.
За рубежом исследования по проблемам педагогического творчества не получили большого распространения.
М.
В.
Кларин, рассматривая инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках, отмечает, что «частных моделей в настоящее время чрезвычайно многочисленно» (77, 9).
Это значит, систематизировать и обобщить эти модели, привести их в систему достаточно трудно.
Творческая природа педагогической деятельности подтверждается трудами зарубежных авторов: Э.
Гансберг
(45), Дж.
Гилфорд (49), Л.
Гурлитт (56), К.
Дункер (61), М.
Карне (74), П.
Кемп (74), А.
Ньюэлл (120), Г.А.
Саймон (120), Л.
Секей (180), К.
Текэнс (204), А.
Шведл (217) и др.
Наша отечественная педагогическая теория при рассмотрении педагогического творчества выделяет еще одну особенность внутренние и внешние условия педагогического творчества
(19; 63; 69; 79 и т.д.).
Например, В.И.
Загвязинский к наиболее существенным внешним (объективным) условиям, от которых зависит педагогическое творчество, относит: « 1) предъявляемые школе требования общества, отражающие современную социальную


[стр.,51]

ситуацию, а также перспективы общественно и научно-технического прогресса; 2) уровень развития современной науки, особенно, науки о человеке, и прежде всего, педагогики и психологии; 3) состояние массовой школьной практики, в том числе, профессиональную подготовку учителей и обеспеченность школы средствами обучения, в том числе, техническими; 4) методические установки, заключенные в программах, учебниках, инструктивных материалах органов народного образования; требования, предъявляемые органами народного образования, инспекторами и методистами школе и учителю; 5) педагогическую позицию данного коллектива, его творческий потенциал, психологическую атмосферу, настроенность на совместный поиск лучших решений, что во многом определяется качествами личности руководителей школы, а также сложившимися традициями» (63, 32-33).
Из сказанного следует, что педагогическое творчество, его уровни проистекания во
многом зависят, в каких объективных условиях осуществляется педагогическое творчество.
Следовательно, осознание
всех вышеназванных условий педагогом является условием превращения деятельности учителя в творческую.
Изученные нами педагогические теории о творчестве позволяют нам отметить еще характернейшую особенность «в педагогическом творчестве ставка делается только на положительный результат.
Такие способы проверки гипотезы, как доказательство от противного, доведение идеи до абсурда, противопоказаны в деятельности учителя» (79, 92).
«Творчество может возникнуть только при условии профессиональноличностной мотивации.
А эта мотивация рождается и поддерживается захватившей педагога идеей.
Своя, личностно-опосредованная творческая идея рождается на основе знания теории, на основе собственной практики, на основе опыта коллег и собственного социального бытия» (69, 45).
Следовательно, творческой личностью не рождаются, а творческой личностью становятся в ходе обучения и воспитания, самообразования и т.д.
К такому выводу мы пришли на основе наших научных исследований.
Общие теоретические основы формирования профессионально

[Back]