Проверяемый текст
Руссков, Станислав Пименович; Подготовка учителей начальных классов к профессионально-творческой деятельности в трудовом воспитании школьников (Диссертация 2000)
[стр. 31]

условий является условием превращения деятельности учителя в творческую.
Изученные нами педагогические теории о творчестве позволяют нам отметить еще характернейшую особенность «в педагогическом творчестве ставка делается только на положительный результат.
Такие способы проверки гипотезы, как доказательство от противного, доведение идеи до абсурда, противопоказаны в деятельности учителя» [79, 92].
«Творчество может возникнуть только при условии профессиональноличностной мотивации.
А эта мотивация рождается и поддерживается захватившей педагога идеей.
Своя, личностно-опосредованная творческая идея рождается на основе знания теории, на основе собственной практики, на основе опыта коллег и собственного социального бытия» [69, 45].
Следовательно, творческой личностью не рождаются, а творческой личностью становятся в ходе обучения и воспитания, самообразования и т.д.

Общие теоретические основы формирования профессиональнотворческой
направленности личности учителя и вопросы личностноориентированной подготовки к педагогическому творчеству рассмотрены в трудах педагогов-ученьтх В.Г.
Максимова [122; 123] и И.С.
Якиманской [194].
«Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования, широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценки фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе
личиостно значимых ценностей и внутренних установок», пишет И.С.
Якиманская [194, 6].
Следующий аспект современных исследований природы педагогического творчества это уровни творчества.
В начале
главы мы отметили, что допустимо говорить о низком и высшем уровне творчества.
Первый состоит в использовании уже существующих знаний
в расширении области их применения.
Творчество высшего уровня связано с созданием какой-то совершенно новой концепции, в большей или меньшей степени революционизирующей науку.

31
[стр. 31]

ва, как продуктивного процесса, оно приобретает для каждого участника все более личностный характер, обеспечивающий развитие творческого мышления в условиях учебного общения, групповых форм учения, игры, профессиональной деятельности» (111, 14).
Наши исследования (160; 169; 175) позволяют нам сделать следующий вывод: «В структуре творчества существуют сложные, многочисленные «координационные и субординационные» связи между разными уровнями творчества, их компонентами.
Эти связи в процессуальном отношении очень сложны.
Поэтому, чтобы иметь полную, глубинную картину морфологии творчества, пришлось бы рассмотреть и проанализировать многочисленные виды и разновидности творчества в разных областях науки и техники, в изобразительном, актерском, музыкальном, хореографическом и многих других видах творчества.
А это требует специального исследования.
Но тем не менее, в общих чертах, опираясь на фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, мы попробуем представить морфологию творчества в виде схемы (см.
схему 1).
Основной теоретической базой для составления таблицы послужили труды отечественных ученых: А.
Альтшуллера (6), JI.
С.
Выготского (40), А.
М.
Матюшкина (111; 112), М.
Каган (67), Я.А.
Пономарева (137), зарубежных ученых: Дж.
П.
Гилфорда (49), Дж.К.
Джонса (59), Ш.
Карагуллы (73), А.
Матейко (109), Е.
Торренса (122), Э.
Фромма (213) и др.
Допустимо говорить о низком и высшем уровне творчества.
Первый состоит в использовании уже существующих знаний
—расширении области их применения.
Так было, к примеру, с изобретением книгопечатания: уже известный способ размножения рисунков был использован для размножения текстов.
Творчество «высшего уровня» связано с созданием какой-то совершенно новой концепции, в большей или меньшей степени революционизирующей науку.

Примером такого творчества может служить создание Эйнштейном «теории относительности» (109, 9).


[стр.,51]

ситуацию, а также перспективы общественно и научно-технического прогресса; 2) уровень развития современной науки, особенно, науки о человеке, и прежде всего, педагогики и психологии; 3) состояние массовой школьной практики, в том числе, профессиональную подготовку учителей и обеспеченность школы средствами обучения, в том числе, техническими; 4) методические установки, заключенные в программах, учебниках, инструктивных материалах органов народного образования; требования, предъявляемые органами народного образования, инспекторами и методистами школе и учителю; 5) педагогическую позицию данного коллектива, его творческий потенциал, психологическую атмосферу, настроенность на совместный поиск лучших решений, что во многом определяется качествами личности руководителей школы, а также сложившимися традициями» (63, 32-33).
Из сказанного следует, что педагогическое творчество, его уровни проистекания во многом зависят, в каких объективных условиях осуществляется педагогическое творчество.
Следовательно, осознание всех вышеназванных условий педагогом является условием превращения деятельности учителя в творческую.
Изученные нами педагогические теории о творчестве позволяют нам отметить еще характернейшую особенность «в педагогическом творчестве ставка делается только на положительный результат.
Такие способы проверки гипотезы, как доказательство от противного, доведение идеи до абсурда, противопоказаны в деятельности учителя» (79, 92).
«Творчество может возникнуть только при условии профессиональноличностной мотивации.
А эта мотивация рождается и поддерживается захватившей педагога идеей.
Своя, личностно-опосредованная творческая идея рождается на основе знания теории, на основе собственной практики, на основе опыта коллег и собственного социального бытия» (69, 45).
Следовательно, творческой личностью не рождаются, а творческой личностью становятся в ходе обучения и воспитания, самообразования и т.д.

К такому выводу мы пришли на основе наших научных исследований.
Общие теоретические основы формирования профессионально


[стр.,52]

творческой направленности личности учителя и вопросы личностноориентированной подготовки к педагогическому творчеству рассмотрены в трудах педагогов-ученых В.Г.
Максимова (103; 104) и И.С.
Якиманской (226).
«Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования, широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценки фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе
личностно значимых ценностей и внутренних установок»,считает И.С.
Якиманская (226, 6).
Следующий аспект современных исследований природы педагогического творчества это уровни творчества.
В начале
1-й главы мы отметили, что допустимо говорить о низком и высшем уровне творчества.
Первый состоит в использовании уже существующих знаний в расширении области их применения.
Творчество высшего уровня связано с созданием какой-то совершенно новой концепции, в большей или меньшей степени революционизирующей науку...

Современная педагогическая теория, говоря о педагогическом творчестве, подчеркивает, что есть целесообразность выделения уровней педагогического творчества (29; 69; 64 и др.).
Учеными выделяются следующие уровни педагогического творчества: первый уровень творчества это уровень элементарного взаимодействия с классом.
Учитель уже использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам.
Но он действует «по методичке», по шаблону, по опыту других учителей.
Второй уровень это уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования.
Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения.
Третий уровень эвристический.
Педагог использует творческие возможности живого общения с учениками.
Четвертый уровень самый высокий уровень творчества учителя, характеризуется его полной самостоятельностью.
Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывает в них свое личное начало.
Он работает с ними лишь постоль

[Back]