Проверяемый текст
Руссков, Станислав Пименович; Подготовка учителей начальных классов к профессионально-творческой деятельности в трудовом воспитании школьников (Диссертация 2000)
[стр. 32]

Современная педагогическая теория, говоря о педагогическом творчестве, подчеркивает, что есть целесообразность выделения уровней педагогического творчества (Ю.Л.
Львова, М.М.
Поташник, И.П.
Раченко и др.).
Учеными выделяются следующие уровни педагогического творчества: первый уровень творчества это уровень элементарного взаимодействия с классом.
Учитель уже использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам.
Но он действует «по методичке», по шаблону, по опыту других учителей.
Второй уровень это уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования.
Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения.
Третий уровень эвристический.
Педагог использует творческие возможности живого общения с учениками.
Четвертый уровень — самый высокий уровень творчества учителя, характеризуется его полной самостоятельностью.
Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывает в них свое личное начало.
Он работает с ними лишь постольку,
поскольку они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню обученности, воспитанности, развития класса [63; 69; 79].
Отсюда мы можем сделать вывод: поднимаясь от первого и до следующего уровня творчества, педагог приобретает опыт и педагогическое мастерство.
А творчество и мастерство ведут педагога к передовому опыту, новаторству и к инновациям.

Научный анализ трудов И.Б.
Гриншпуна, В.И.
Загвязинского, В.А.
КанКалик, Г.М.
Коджаспировой, В.Г.
Максимова, А.К.
Марковой, Я.А.
Пономарева, Н.Н.
Светловской позволяет нам обобщить критерии, определяющие педагогическое творчество.
Основными из них являются: наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление; 32
[стр. 52]

творческой направленности личности учителя и вопросы личностноориентированной подготовки к педагогическому творчеству рассмотрены в трудах педагогов-ученых В.Г.
Максимова (103; 104) и И.С.
Якиманской (226).
«Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования, широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценки фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок»,считает И.С.
Якиманская (226, 6).
Следующий аспект современных исследований природы педагогического творчества это уровни творчества.
В начале 1-й главы мы отметили, что допустимо говорить о низком и высшем уровне творчества.
Первый состоит в использовании уже существующих знаний в расширении области их применения.
Творчество высшего уровня связано с созданием какой-то совершенно новой концепции, в большей или меньшей степени революционизирующей науку...
Современная педагогическая теория, говоря о педагогическом творчестве, подчеркивает, что есть целесообразность выделения уровней педагогического творчества
(29; 69; 64 и др.).
Учеными выделяются следующие уровни педагогического творчества: первый уровень творчества это уровень элементарного взаимодействия с классом.
Учитель уже использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам.
Но он действует «по методичке», по шаблону, по опыту других учителей.
Второй уровень это уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования.
Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения.
Третий уровень эвристический.
Педагог использует творческие возможности живого общения с учениками.
Четвертый уровень самый высокий уровень творчества учителя, характеризуется его полной самостоятельностью.
Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывает в них свое личное начало.
Он работает с ними лишь постоль


[стр.,53]

ку, поскольку они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню обученности, воспитанности, развития класса (63; 69; 79).
Отсюда мы можем сделать вывод: поднимаясь от первого и до следующего уровня творчества, педагог приобретает опыт и педагогическое мастерство.
А творчество и мастерство ведут педагога к передовому опыту, новаторству и к инновациям.

Сущность педагогического творчества, структуру, уровни, внутренние морфологические связи, динамику развития педагогического творчества мы впервые представили наглядно (см.
схему 3).
Научный анализ трудов И.Б.
Гриншпуна (53), В.И.
Загвязинского (63), В.А.
Кан-Калик (69), Г.М.
Коджаспировой (79), В.Г.
Максимова (104), А.К.
Марковой (105), Я.А.
Пономарева (139), H.H.
Светловской (178) позволяет нам обобщить критерии, определяющие педагогическое творчество: наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление; умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия; умение мыслить самостоятельно, нестандартно; умение видеть внешние и внутренние связи между педагогическими явлениями; стремление к постоянному совершенству, самообразованию; способность раскладывать идею, мысль на схемы, понятия, рекомендации; разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание; диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности, способность легко переключаться от уже «решенной» педагогической проблемы и возврат к началу нового поиска, новых путей решения проблемы; способность направлять, аккумулировать внутреннюю энергию для разрешения проблемных педагогических задач; эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях; способность к объективной оценке собственной деятельности и результатов;

[Back]