Проверяемый текст
Руссков, Станислав Пименович; Подготовка учителей начальных классов к профессионально-творческой деятельности в трудовом воспитании школьников (Диссертация 2000)
[стр. 33]

умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия; умение мыслить самостоятельно, нестандартно; умение видеть внешние и внутренние связи между педагогическими явлениями;стремление к постоянному совершенству, самообразованию; способность раскладывать идею, мысль на схемы, понятия, рекомендации; разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание; диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности, способность легко переключаться от уже «решенной» педагогической проблемы и возврат к началу нового поиска, новых путей решения проблемы; способность направлять, аккумулировать внутреннюю энергию для разрешения проблемных педагогических задач; эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях; способность к объективной оценке собственной деятельности и результатов; формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности, педагога; способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; стремление довести начатую работу до конца; Современные педагогические теории отмечают: вышеназванные критерии педагогического творчества проявляются в трех сферах творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми), творческое самовоспитание.
В.А.
Кан-Калик, Г.М.
Коджаспирова
расшифровали сущность этих видов педагогического творчества.
По их мнению, методическое творчество связано с умением осмысления и анализа возникающих ситуаций, выбора и построения адекватной методической модели, конструирования содержания 33
[стр. 53]

ку, поскольку они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню обученности, воспитанности, развития класса (63; 69; 79).
Отсюда мы можем сделать вывод: поднимаясь от первого и до следующего уровня творчества, педагог приобретает опыт и педагогическое мастерство.
А творчество и мастерство ведут педагога к передовому опыту, новаторству и к инновациям.
Сущность педагогического творчества, структуру, уровни, внутренние морфологические связи, динамику развития педагогического творчества мы впервые представили наглядно (см.
схему 3).
Научный анализ трудов И.Б.
Гриншпуна (53), В.И.
Загвязинского (63), В.А.
Кан-Калик (69), Г.М.
Коджаспировой (79), В.Г.
Максимова (104), А.К.
Марковой (105), Я.А.
Пономарева (139), H.H.
Светловской (178) позволяет нам обобщить критерии, определяющие педагогическое творчество: наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление; умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия; умение мыслить самостоятельно, нестандартно; умение видеть внешние и внутренние связи между педагогическими явлениями; стремление к постоянному совершенству, самообразованию; способность раскладывать идею, мысль на схемы, понятия, рекомендации; разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание; диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности, способность легко переключаться от уже «решенной» педагогической проблемы и возврат к началу нового поиска, новых путей решения проблемы; способность направлять, аккумулировать внутреннюю энергию для разрешения проблемных педагогических задач; эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях; способность к объективной оценке собственной деятельности и результатов;

[стр.,55]

формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности, педагога; способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; стремление довести начатую работу до конца (79; 105; 175 и др.).
Современные педагогические теории отмечают: вышеназванные критерии педагогического творчества проявляются в трех сферах творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми), творческое самовоспитание.
В.А.
Кан-Калик, Г.М.
Коджаспирова,
Н.Д.
Никандров расшифровали сущность этих видов педагогического творчества: «Методическое творчество связано с умением осмысления и анализа возникающих ситуаций, выбора и построения адекватной методической модели, конструирования содержания и способов воздействия, с адаптацией существующих способов и педагогических систем с педагогической индивидуальностью.
Коммуникативное творчество реализуется в построении педагогически целесообразного эффективного общения, во взаимодействии с воспитанниками, в способности познавать детей, осуществлять психологическую саморегуляцию.
Творческое самовоспитание предполагает осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенства и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного совершенствования в системе непрерывного самообразования» (69; 79).
Современная психолого-педагогическая наука подчеркивает, что без осознания учителем собственной творческой индивидуальности, вне осознания себя как личности и субъекта педагогического процесса, без рефлексирования всех своих действий и их результатов учитель не может состояться как мастер, как творец.
Только в этом осознании можно добиться единства педагогического приема и личностных качеств педагога ибо, во первых, с само

[Back]