и способов воздействия, с адаптацией существующих способов и педагогических систем, с педагогической индивидуальностью. Коммуникативное творчество реализуется в построении педагогически целесообразного эффективного общения, во взаимодействии с воспитанниками, в способности познавать детей, осуществлять психологическую саморегуляцию. Творческое самовоспитание предполагает осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенства и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного совершенствования в системе непрерывного самообразования [69; 79]. Современная психолого-педагогическая наука подчеркивает-, что без осознания учителем собственной творческой индивидуальности, вне осознания себя как личности и субъекта педагогического процесса, без рефлексирования всех своих действий и их результатов учитель не может состояться как мастер, как творец. Только в этом осознании можно добиться единства педагогического приема и личностных качеств педагога, ибо, вопервых, с самопознанием связаны две первые сферы педагогического творчества. Во-вторых, только в случае их органического единства педагогическое воздействие будет «вырастать из личности педагога», и только тогда осуществится естественное взаимодействие воспитателя и воспитанника [19;63; 101; 103]. Итак, структурно-методологический анализ педагогического творчества позволяет нам сделать обобщающие выводы и определить наши теоретические позиции. Во-первых, наши взгляды не расходятся с общими теоретикометодологическими подходами к раскрытию сущности и структуры педагогического творчества. 34 |
формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности, педагога; способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; стремление довести начатую работу до конца (79; 105; 175 и др.). Современные педагогические теории отмечают: вышеназванные критерии педагогического творчества проявляются в трех сферах творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми), творческое самовоспитание. В.А. Кан-Калик, Г.М. Коджаспирова, Н.Д. Никандров расшифровали сущность этих видов педагогического творчества: «Методическое творчество связано с умением осмысления и анализа возникающих ситуаций, выбора и построения адекватной методической модели, конструирования содержания и способов воздействия, с адаптацией существующих способов и педагогических систем с педагогической индивидуальностью. Коммуникативное творчество реализуется в построении педагогически целесообразного эффективного общения, во взаимодействии с воспитанниками, в способности познавать детей, осуществлять психологическую саморегуляцию. Творческое самовоспитание предполагает осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенства и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного совершенствования в системе непрерывного самообразования» (69; 79). Современная психолого-педагогическая наука подчеркивает, что без осознания учителем собственной творческой индивидуальности, вне осознания себя как личности и субъекта педагогического процесса, без рефлексирования всех своих действий и их результатов учитель не может состояться как мастер, как творец. Только в этом осознании можно добиться единства педагогического приема и личностных качеств педагога ибо, во первых, с само познанием связаны две первые сферы педагогического творчества. Во вторых, только в случае их органического единства педагогическое воздействие будет «вырастать из личности педагога», и только тогда осуществится естественное взаимодействие воспитателя и воспитанника (19; 63;101;103). Итак, структурно-методологический анализ педагогического творчества позволяет нам сделать обобщающие выводы и окончательно определить наши теоретические позиции: во первых, наши взгляды не расходятся с общими теоретико-методологическими определениями психологопедагогической науки, структуры и понимания педагогического творчества. Педагогическое творчество, его природа состоит из взаимосвязанных закономерностей: анализ педагогической ситуации (диагноз) проектирование результата в сопоставлении с исходными данными (прогноз) анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположения и достижения искомого результата конструирование и реализация учебновоспитательного процесса оценка и интерпретация полученных данных формирование новых задач. Во вторых, педагогическое творчество, по сути, сохраняет общую логику и закономерности любого творческого процесса. Но в то же время педагогическое творчество имеет только ему присущие, специфические (признаки, виды, черты, и т.д.) особенности. Если в содержательном плане общая схема творческого процесса соответствует структуре творчества, вскрытой эвристикой, то в аспекте процессуальном здесь имеется ряд специфических характеристик. Это объективно видно при сопоставлении двух, нами составленных, схем 4 и 5. В результате системно-структурного подхода к анализу философских, психолого-педагогических трудов, посвященных изучению педагогического творчества, мы впервые выделили специфические характеристики и критерии педагогического творчества (см. таблицу 3). Количественное и качественное соотношение этих характеристик объективно показывает основные слагаемые педагогического творчества. |