Проверяемый текст
Руссков, Станислав Пименович; Подготовка учителей начальных классов к профессионально-творческой деятельности в трудовом воспитании школьников (Диссертация 2000)
[стр. 37]

К категории особенного непосредственно относится методический аспект конкретного опыта.
Особенным считается и то, что применимо, например, лишь к опыту одной возрастной группы к начальным, средним или старшим классам.

Т-Такоисц, особенное в опыте проявляется и в специфике условий для его применения в определенном географическом регионе или сельской школе» [22.
5].
К категории специального, особенного Ю.К.
Бабанский относил опыт Н.П.
Гузика,
E.IL Ильина, С.Н.
Лысснковой, Б.В.
Полубоярова, В.Ф.
Шаталова и др.
В их опыте единичное проявляется «прежде всего, в индивидуальных чертах личности учителя, в его ярко выраженных способностях, в неповторимых проявлениях талантливости.
Единичное обнаруживается в оригинальности
условии работы конкретного учителя»[24, 5].
Г.М.
Коджаспирова связывает проявление единичного, прежде всего, «с индивидуальным стилем деятельности, своеобразием личности и условий организации педагогического труда.
В этом аспекте каждый новатор неповторим и самобытен» [79, 94].
В современной
психолого-псдагогической теории мы обнаружили различный подход к определению понятия «новаторство».
Например, А.К.
Маркова считает, что «к передовому опыту в более узком и строгом смысле относят только такую практику, которая содержит в себе элементы
творческою поиска, новизны и оригинальности, то, что иначе называется новаторством...
Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границы, потому что, овладев известными принципами и методами, учитель обычно не останавливается на достигнутом»
[126, 50).
Л.М.
Фридман и И.Ю.
Кулагина считают, что новаторство, новаторский опыт «это новые идеи, новые методы и приемы в организации и проведении учебно-воспитательного процесса»
[183,268].
37
[стр. 64]

прогрессивные нововведения, совершенствующие практику, а не отрицание существующей теории и практики с некоторой относительной новизной.
При таком подходе под новаторством могли бы рядиться и прожектерство, и откровенные спекуляции на отрицание всего существующего» (34, 3).
Чтобы определить правильные критерии новаторства, Ю.К.
Бабанский акцентировал на том, что в каждом новаторском поиске и передовом опыте следует учитывать всеобщее, особенное и единичное.
«Всеобщее в опыте относится ко всем учителям всех предметов, работающим со всеми возрастными группами школьников, имеющими разные личностные особенности и типичные возможности и условия труда...
К категории всеобщего можно отнести идеи многих опытов: липецкого о творческом подходе к структуре урока, ростовского об оптимизационном построении учебного процесса, татарского о проблемном обучении...
К категории особенного непосредственно относится методический аспект конкретного опыта.
Особенным считается и то, что применимо, например, лишь к опыту одной возрастной группы к начальным, средним или старшим классам.

Наконец, особенное в опыте проявляется и в специфике условий для его применения в определенном географическом регионе или сельской школе» (22, 5).
К категории специального, особенного Ю.К.
Бабанский относил опыт Н.П.
Гузика,
Е.Н.
Ильина, С.Н.
Лысенковой, Б.В.
Полубоярова, В.Ф.
Шаталова и др.
В их опыте единичное проявляется «прежде всего, в индивидуальных чертах личности учителя, в его ярко выраженных способностях, в неповторимых проявлениях талантливости.
Единичное обнаруживается в оригинальности
условий работы конкретного учителя» (22, 5).
Г.М.
Коджаспирова связывает проявление единичного, прежде всего, «с индивидуальным стилем деятельности, своеобразием личности и условий организации педагогического труда.
В этом аспекте каждый новатор неповторим и самобытен» (79, 94).
В современной
психолого-педагогической теории мы обнаружили раз

[стр.,65]

личный подход к определению новаторства.
Например, Л.К.
Маркова считает, что «к передовому опыту в более узком и строгом смысле относят только такую практику, которая содержит в себе элементы
творческого поиска, новизны и оригинальности, то, что иначе называется новаторством...
Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границы, потому что, овладев известными принципами и методами, учитель обычно не останавливается на достигнутом»
(105, 50).
JI.M.
Фридман и И.Ю.
Кулагина считают, что новаторство, новаторский опыт «это новые идеи, новые методы и приемы в организации и проведении учебно-воспитательного процесса»
(212, 268).
Диалектика понимания новаторства, пути его формирования и развития в советской педагогике подробно рассмотрены в труде З.И.
Равкина (149).
Общие теоретические проблемы педагогического творчества в контексте связи творчества педагога и новаторства рассмотрены в трудах В.И.
Загвязинского (62; 63), А.И.
Кочетова, Я.Л.
Каминского, И.И.
Прокопьева (130), А.К.
Марковой (105), H.H.
Светловской (178), М.Н.
Скаткина (187), Л.М.
Фридман и И.Ю.
Кулагиной (212) и многих других.
Подходы к определению и критерии выявления новаторства в зарубежной педагогической практике рассмотрены в работах М.В.
Кларина (77), Г.М.
Коджаспировой (79) и др.
Итак, новаторство это высшая ступень педагогического творчества.
Но, по нашему мнению, не все в педагогике нужно считать новаторством.
Новаторство, на наш взгляд, самого высшего уровня должно опираться на педагогическую традицию.
Педагогическое творчество результат творческой деятельности и педагогического мастерства с учетом педагогического наследия, существенно изменяющий педагогическую практику и теорию, способствующий прогрессу науки, повышающий эффективность воспитывающих факторов, действующих на формирование всесторонне развитой личности, удовлетворяющий требованиям существующей общественноэкономической формации общества.

[Back]