Проверяемый текст
Вахрушев Дмитрий Станиславович. Самоорганизация и динамическая устойчивость экономических систем: теоретико-методологические аспекты (Диссертация 2004)
[стр. 131]

131 между стремлением к порядку и хаосом; между стремлением системы к установлению устойчивого состояния и средствами его достижения; между целями системы и целями ее компонентов; между процессами функционирования и развития; между функционированием и структурой [41].
Проблема противоречивости имеет большое философское значение для формирования ценологических представлений.
Противоречия признавались многими мыслителями как неотъемлемые свойства предметов или процессов.
Гераклит обратил внимание на существование в обществе противоположности между свободными гражданами и рабами, между богатством и нищетой и считал, что все явления природы тоже заключают в себе противоположности
[16].
Подобное средство умозаключений мы находим у Аристотеля [98], Н.
Кузанского и Д.
Бруно, диалектические идеи, которых были вызваны к жизни дисгармоничной динамикой социального бытия переходной эпохи [80].
Гегелю удалось сформулировать основные и действительные достаточно общие свойства, характерные для открытых, развивающихся систем
[29], поставив вопросы, ответы на которые удалось получить только недавно в результате развития синергетики и пенологии.
Сейчас, опираясь на синергетику, можно сказать, что областью применимости диалектической логики являются все развивающиеся системы, в том числе и в особенности социально-экономические.

Диалектически очевидно, что устойчивой может быть только та социально-экономическая система, в которой некоторым органичным образом ресурсы распределены между богатыми, средними и бедными людьми.
Об этом знали еще античные философы.
В диалоге «Горгий» Платон пишет: «...как много значит и меж богов, и меж людей равенство я имею в виду геометрическое равенство...» Подробный разбор «геометрического равенства» Платона показывает, что уже в античной философии были заложены основы понимания принципа максимума энтропии.
Причем, это понимание было очень широким и охватывало не только область естественной природы, но и социаль
[стр. 30]

30 противоречие между функционированием и структурой: в эволюционный период процессы функционирования более пластичны, чем структура системы, но их изменение, производящееся в интересах системы, наталкивается на жесткость неизменной структуры; в момент скачка структура изменяется очень быстро, а функционирование отстает.
В связи с этим в рамках данного диссертационного исследования представляется целесообразным обратиться к взаимосвязи синергетики и диалектики, для чего необходимо проследить развитие последней.
Идея диалектической противоречивости, как и диалектическая логика в целом, прошла определенные стадии развития.
Противоречивость окружающего нас мира анализировали мыслители различных исторических эпох.
Еще на заре человечества пристальное внимание разума привлекали как противоречивость форм сущего, так и их целостность.
Для античной философии проблема противоречивости бытия была одной из главных.
Противоречия признавались многими мыслителями как неотъемлемые свойства предметов или процессов.
Гераклит обратил внимание на существование в обществе противоположности между свободными гражданами и рабами, между богатством и нищетой и считал, что все явления природы тоже заключают в себе противоположности.

Согласно его воззрениям, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным «всеобщим логосом», то есть единым, общим для всего существования законом1.
Для Аристотеля диалектика представлялась как «средство строить умозаключения относительно предложенных для обсуждения пробле*м на основе наиболее правдоподобных из имеющихся посылок.
Ибо это и есть дело диалектики, как таковой...»2.
Называл Аристотель диалектиком и Зенона Элейского, так как тот анализировал противоречия, возникавшие при попытке мыслить множе1См.: Богомолов B.C.
Диалектический логос.
М., 1982.
С.71-72.; Богомолов B.C.
Античная философия.
М., 1988.
2Аристотель.
О софистических опровержениях / Аристотель.
Сочинения: В 4-х т.Т.
2.
М.: Мысль, 1978.
С.591.


[стр.,35]

35 Гегелю удалось сформулировать основные и действительные достаточно общие свойства, характерные для открытых, развивающихся систем.
Здесь мы используем современный язык, поскольку во времена Гегеля понятия «открытая» и «развивающаяся система» были еще не сформулированы.
Сейчас можно сказать, что триада Гегеля образное описание процесса генерации ценной информации, включающего, как этап, перемешивающий слой.
Действительно, при этом прежний динамический режим («порядок») становится неустойчивым и система входит в перемешивающий слой.
Возникает «хаос» антитеза «порядка».
Затем система выходит из перемешивающего слоя и входит в новый динамический режим.
Возникает новый «порядок» синтез, в котором система уже обладает новой ценной информацией.
В новом режиме система развивается динамично, вплоть до следующей точки бифуркации.
Живые и социальные системы относятся именно к таковым, что и обеспечило популярность диалектики в среде биологов и гуманитариев.
Сейчас, опираясь на синергетику, можно сказать, что областью применимости диалектической логики являются все развивающиеся системы, в том числе и в особенности социально-экономические.

Таким образом, область применимости диалектики очень широка, однако и не безгранична.
В неживой природе устойчивые процессы, в том числе и колебательные, подчиняются формальной логике.
Здесь уместно сделать замечание: часто в качестве примера диалектической борьбы противоположностей приводились периодические процессы (смена дня и ночи).
На наш взгляд, этот пример не удачен и такое обращение с наукой дискредитирует и диалектику, и механику.
Неустойчивые процессы в неживой природе тоже бывают и играют большую роль.
Именно для их описания была создана теория динамического хаоса.
Фактически эта теория играет роль звена, соединяющего формальную логику с диалектической.
Поэтому, подводя итог, можно сказать, что современная синергетика является математической основой диалектического ма

[Back]