Проверяемый текст
Чарухин Денис Юрьевич. Институт ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов (Диссертация, 5 мая 2005)
[стр. 366]

366 Данная норма, где в обп^ем виде были изложены в своем системном единстве признаки налогового правонарушения, неизбежно должна была в рамках процесса систематизации норм налогового законодательства найти свое развитие в иных положениях НК РФ.
Анализ текста этого правового документа на предмет соотношения ст.
106 НК РФ с другими нормами главы 15 НК РФ позволяет отметить
следуюш,ие закономерности моделирования в налоговом законодательстве института ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Прежде всего, законодатель прямо указал в ч.1 ст.
108 НК РФ, что основанием налоговой ответственности является именно налоговое правонарушение.
При этом
он отметил в этой правовой норме два аспекта института ответственности: а) материально-правовой, предусматриваюпций, что привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения возможно не иначе как по основаниям, предусмотренным НК РФ.
Поэтому данная норма корреспондирует со ст.ст.116-129.1 главы 16 НК РФ; б) привлечения процессуальный, к предусматриваюп];ий, за налоговое что процедуры ответственности правонарушение устанавливает именно liK РФ.
Два вышеперечисленных момента в своем единстве, безусловно, имеют принципиально важное значение для формирования в период конца 90-х годов XX века в
отечественном законодательстве «подотраслевой» (в рамках финансового права) ответственности на примере налоговой.
Разрешая проблему кодификации норм об ответственности за налоговые правонарушения, законодатель обозначил
и свою позицию и насчет того, что невыполнение налогоплательщиком обязанности уплатить причитающиеся сз^угмы налога и пени, что установлено в процессе налогового контроля, не тождественно по своему правовому значению привлечению к налоговой ответственности, а представляет собой правовосстановительные меры.
[стр. 32]

вой ответственности нашло свою конкретизацию в составах налоговых правонарушений, в структуре которых присутствуют гипотеза, диспозиция и санкция.
Положения ст.
106 ЫК РФ, где в общем виде были изложены в своем системном единстве признаки налогового правонарушения, неизбежно должны были в рамках процесса систематизации норм налогового законодательства найти свое развитие в иных положениях Налогового кодекса.
Анализ текста данного правового документа на предмет соотношения ст.
106 НК РФ с другими нормами главы 15 НК РФ позволяет отметить
следующие закономерности моделирования в налоговом законодательстве института ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Закономерности, имеющие значение для обособления института налоговой ответственности от иных институтов ответственности.
Прежде всего, в ч.
1 ст.
108 НК РФ указано, что основанием налоговой ответственности является именно налоговое правонарушение.
При этом
в этой правовой норме содержатся две составляющих института ответственности: а) материально-правовой, предусматривающий, что привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения возможно не иначе как по основаниям, предусмотренным НК РФ, что корреспондирует со CT.CT.116-129.1 главы 16НКРФ; б) процессуальный, предусматривающий, что процедуры привлечения к ответственности за налоговое правонарушение устанавливает именно НК РФ.
Два вышеперечисленных момента в своем единстве, безусловно, имеют принципиально важное значение для формирования в период конца 90-х годов XX века в
российском законодательстве «отраслевой» ответственности на примере налоговой.
Разрешая проблему кодификации норм об ответственности за налоговые правонарушения, законодатель обозначил
свою позицию по поводу того, что невыполнение налогоплательщиком обязанности уплатить причитаю32

[стр.,33]

щиеся суммы налога и пени, установленные в процессе налогового контроля, не тождественно по своему правовому значению привлечению к налоговой ответственности, а представляет собой правовосстановительные меры.
Согласно п.
5 ст.
108 ЬЖ РФ наложение на указанных лиц налоговых санкций (или перспектива такого наложения) не означает, что обязанности данных лиц ограничиваются только уплатой налоговых санкций, а возложенные на них обязанности, соответствующие статусу налогоплательщика или налогового агента, по уплате или перечислению налога не подлежат исполнению.
Напротив, предусмотренные соответственно ст.
23 и ст.
24 НК РФ обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов по уплате или перечислению законно установленных налогов в соответствии с п.
5 ст.
108 НК РФ подлежат исполнению в любом случае.
Обязанность уплаты (перечисления) налога и обязанность уплаты соответствующей суммы налоговой санкции не взаимоисключают и в то же время не заменяют друг друга.
Необходимо упомянуть и п.
2 ст.
108 НК РФ, согласно которому никто не может быть привлечен к налоговой ответственности повторно за одно и то же налоговое правонарушение.
Данная норма означает, что лицо, совершившее конкретное налоговое правонарушение, обязано претерпеть негативноправовые последствия своего противоправного поведения в виде привлечения к налоговой ответственности единожды.
Повторное (второе, третье и т.д.) привлечение лица к ответственности по факту того же правонарушения недопустимо, т.е.
обращенная однажды на лицо, совершившее налоговое правонарушение, мера ответственности в виде наложения налоговой санкции (п.
1 ст.
114 НК РФ) не может быть применена к этому же лицу за это же правонарушение еще раз.
Наличие факта привлечения лица к налоговой ответственности за совершение конкретного налогового правонарушения ранее является, по сути, обстоятельством, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности (за это же правонарушение), однако ст.
109 НК РФ не содержит указаний на названное обстоятельство (как, впрочем, и на ряд других обстоятельств).
В данном случае в законодательстве упоминается о не33

[Back]