Проверяемый текст
Чарухин Денис Юрьевич. Институт ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов (Диссертация, 5 мая 2005)
[стр. 370]

370 также нормы, зафиксированные в пунктах 3, 4 ст.
108 НК РФ,
подобным образом законодатель определяет следующие положение: налоговое правонарушение всегда характеризуется нарушением законодательства о налогах и сборах, однако не всякое нарушение законодательства о налогах и сборах является налоговым правонарушением.
Анализируемые нормы
в свидетельстве отражают те специфические особенности, которые дифференцируют понятие налогового правонарушения от иных нарушений законодательства, в частности, от административного правонарушения.
Так, согласно ст.
10 КоАП РСФСР, который сохранял свою юридическую силу
и в период 1999-2001 годов, административным правонарушением признавалось посягающее на охраняемые административным законодательством общественные отношения противоправное виновное деяние, действие либо бездействие за которое действующим законодательством административная ответственность.
Налоговое и
предусмотрена административное правонарушения, имея, по сути, одинаковый правовой статус (оба они относятся к категории нарушений законодательства с не максимальной степенью общественной опасности, а именно к правонарушениям), отличаются в первую очередь по объекту противоправного посягательства: налоговое правонарушение причиняет вред общественным отношениям, охраняемым Налоговым кодексом, в то время как административные правонарушения посягают на общественные отношения, поставленные под защиту административного законодательства.
При определении понятия административного правонарушения
законодатель не акцентирует внимание на субъекте (основные характеристики субъекта состава административного правонарушения ранее определялись ст.ст.
13-17, 20 КоАП РСФСР), тогда как, формулируя в комментируемой статье понятие налогового правонарушения, законодатель вносит в его конструкцию перечисление возможных субъектов основании привлечения лиц к ответственности в соответствии с нормами Налогового кодекса следует из анализа статей гл.
15 НК РФ.
[стр. 35]

деяниях указанных должностных лиц имеется состав нарушения соответствующего законодательства.
В частности, по факту уклонения от уплаты налогов с организации, совершенного в крупном (особо крупном) размере, должностные лица организации, осуществившие конкретные умышленные (в виде прямого умысла) деяния, результатом которых явилось указанное уклонение, подлежат привлечению к уголовной ответственности по ст.
199 УК РФ.
Возможно привлечение должностных лиц организации и к административной ответственности, например, в соответствии с действующей на момент кодификации налогового законодательства нормой, предусмотренной в п.
12 ст.
7 Закона «О налоговых органах РФ» от 21 марта 1991 года № 943-1, за сокрытие прибыли или иных объектов налогообложения, за отсутствие бухгалтерского учета и т.д.
В данном случае факт привлечения должностных лиц организации к административной ответственности будет иметь место наряду с привлечением самой организации к налоговой ответственности соответственно за неуплату или неполную уплату налогов в результате занижения налоговой базы (ст.
122 НК РФ) или за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст.
120 НК РФ).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что пункты 3 и 4 ст.
108 НК РФ конкретизировали нормы ст.
106 НК РФ, в которой указано, что налоговым правонарушением является деяние, запрещенное НК РФ, а в случае его совершения имеет место посягательство на охраняемые этим законом общественные отношения.
Используя данное положение, а также нормы, зафиксированные в п.
3, 4 ст.
108 НК РФ
можно определить, что налоговое правонарушение всегда характеризуется нарушением законодательства о налогах и сборах, однако не всякое нарушение законодательства 35

[стр.,36]

о налогах и сборах является налоговым правонарушением''.
Анализируемые нормы
отражают те специфические особенности, которые позволяют дифференцировать понятие налогового правонарушения от иных нарушений законодательства, в частности, от административного правонарушения.
Так, согласно ст.
10 КоАП РСФСР, который сохранял свою юридическую силу
вплоть до 2001 года, административным правонарушением признавалось посягаюш[ее на охраняемые административным законодательством общественные отношения противоправное виновное деяние, действие либо бездействие за которое действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.
Налоговое и
административное правонарушения, имея, по сути, сходную правовую регламентацию (оба они относятся к категории нарушений законодательства с не максимальной степенью общественной опасности), отличаются в первую очередь по объекту противоправного посягательства: налоговое правонарушение причиняет вред общественным отношениям, охраняемым Налоговым кодексом, в то время как административные правонарушения посягают на общественные отношения, находящиеся под защитой административного законодательства.
При определении понятия административного правонарушения
в законодательстве не обращалось особого внимания на субъект (основные характеристики субъекта состава административного правонарушения определялись ст.ст.
13-17, 20 КоАП РСФСР), тогда как, при формулировании понятия налогового правонарушения в его конструкцию вносится перечисление возможных субъектов данного вида правонарушений (очевидно, для максимального акцентирования на '' Имеется в виду, что помимо Налогового кодекса на момент кодификации существовали и иные нормативно-правовые акты, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, например.
Закон «О налоговьк органах РФ» от 21 марта 1991 года № 943-1, п.
12 ст.7 которого содержит перечень нарушений налогового законодательства, за совершение которых налоговые органы вправе налагать административные взыскания на лиц, их совершивших, и которые в соответствии с комментируемой статьей не являются налоговыми правонарушениями.
Налоговый кодекс и, в частности, гл.15 НК РФ не содержат отдельной статьи, определяющей основание налоговой ответственности (как это сделано, например, относительно института уголовной ответственности в CT.8 УК РФ), и вывод об основании привлечения лиц к ответственности в соответствии с нормами Налогового кодекса следует из анализа статей гл.15 НК РФ.
36

[Back]