Проверяемый текст
Чарухин Денис Юрьевич. Институт ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов (Диссертация, 5 мая 2005)
[стр. 375]

375 Ранее отмечалось, что законодатель, кодифицируя налоговое законодательство, не отказался от политики обновления законодательства об административных правонарушениях, поэтому анализируемая тенденция имела положительный характер, так как в проекте Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации имелась ст.2.9 «Административная предусматривала ответственность возможность юридических лиц», которая за привлечения ответственности совершение административных правонарушений не только физических, но и юридических лиц.
В настоящее время в действующем административном законодательстве существует ряд норм, составляющих правовую основу ответственности юридических лиц за совершение административных правонарушений: п.
2-3 ст.2.1, ст.210 КоАП РФ.
В
условном законодательстве эта проблема своего положительного разрешения не нашла и остается дискуссионной на настоящий момент.
Рассматривая этот аспект налоговой ответственности, необходимо указать на ст.ст.
11, 85,
86.2, 106 НК РФ, которые образуют блок норм, предопределяющих возможность налоговой ответственности юридических лиц.
Так, ст.
11 НК РФ раскрывает понятие организации
след>тощим образом: под организациями для целей Налогового кодекса понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России.
В соответствии со ст.
106 НК РФ организации могут являться субъектами налоговой ответственности только в том случае, если они имеют статус налогоплательщика или налогового агента.
Кроме того, ст.
106
имеет указание на иных лиц, противоправное виновное деяние которых может быть признано налоговым правонарушением; в данном случае речь идет об организациях, указанных в ст.ст.85, 86.2 НК РФ, т.е.
организации,
[стр. 40]

ходя из п.
1 ст, 107 НК РФ данные нарушения не влекут налоговой ответственности, т.к.
в соответствии с указанным пунктом ответственности подлежат лица, совершившие деяния, предусмотренные гл.
16 НК РФ.
Таким образом, ст, 106 и ст.
107 НК РФ конфликтуют между собой из-за нелогичности выбранных законодателем конструкций этих статей.
Очевидно, что данное противоречие подлежит устранению.
Особой проблемой, подлежавшей разрешению в период кодификации налогового законодательства, являлся вопрос об ответственности юридических лиц в рамках налогового, административного и уголовного законодательства'^.
К моменту принятия Налогового кодекса РФ, как это следует из п.
1 ст.
107 НК РФ, было признано, что налоговой ответственности подлежат и физические, и юридические лица.
Поэтому данное положение отличает институт налоговой ответственности от иных институтов правовой ответственности, в частности, существующих в рамках административного и уголовного права, в соответствии с которыми ответственности подлежат исключительно физические лица.
Здесь отчетливо просматривается влияние той отрасли права, положения которой относительно субъекта правовой ответственности схожи с положениями налогового права речь идет о гражданском праве: согласно ст.ст.
1064, 1068 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме гражданином, его причинившим, или юридическим лицом, работник которого причинил указанный вред.
Ранее отмечалось, что при кодификации налогового законодательства, не отказались от политики обновления законодательства об административных правонарушениях.
Анализируемая тенденция имела положительный характер, так как в проекте Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации имелась ст.
2.9 «Административная
ответственность '^ Солдатов А.П.
Проблемы административной ответственности юридических лиц.
Автореф.
докт.дис, Саратов.
2000.
С.
18-19.
40

[стр.,41]

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТОЕННАЯ БИБЛИОТЕКА юридических лиц», которая предусматривала возможность привлечения ответственности за совершение административных правонарушений не только физических, но и юридических лиц.
В настоящее время в действующем административном законодательстве существует ряд норм, составляющих правовую основу ответственности юридических лиц за совершение административных правонарушений: п.
2-3 ст.
2.1, ст.
2.10 КоАП РФ.
В
уголовном законодательстве эта проблема своего положительного разрешения не нашла и остается дискуссионной на настоящий момент.
Рассматривая этот аспект налоговой ответственности, необходимо указать на ст.ст.
11, 85,
106 НК РФ, которые образуют комплекс норм, предопределяющих возможность привлечения к налоговой ответственности юридических лиц.
Так, ст.
11 НК РФ раскрывает понятие организации
следующим образом: под организациями для целей Налогового кодекса понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России.
В соответствии со ст.
106 НК РФ организации могут являться субъектами налоговой ответственности только в том случае, если они имеют статус налогоплательщика или налогового агента.
Кроме того, ст.
106
содержит указание на иных лиц, противоправное виновное деяние которых может быть признано налоговым правонарушением; в данном случае речь идет об организациях, указанных в ст.
85 НК РФ, т.е.
организации, статус которых соответствует статусу организаций, перечисленных в названной статье, могут являться субъектами налоговой ответственности при условии совершения ими налогового правонарушения.
В П.1 ст.
107 НК РФ установлено, что субъектом ответственности за совершение налоговых правонарушений могут быть и физические лица.
Данная норма корреспондирует со ст.
11 НК РФ, где под физическими лицами пони41

[стр.,102]

нормального состояния налоговых правоотношений путем побуждения налогоплательщиков к исполнению возложенных на них обязанностей имеет в своей основе ряд правовых норм, предусмотренных Законом РФ «О налоговых органах; РФ», Законом РФ «О милиции» и корреспондирующими им положениями НК РФ (ст.ст.
31,36 РЖ РФ).
Особый интерес представляет то обстоятельство, что изначально в ст.
7 Закона «О налоговых органах РФ» определявшей статус органов налоговой службы, предусмотрены в том числе меры юридической ответственности за совершение административных правонарушений.
В п.
8 ст.
7 анализируемого закона налоговым органам предоставлено право выносить решение о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а в пункте 12 этой же статьи налагать на определенный круг субъектов соответствующих административно-налоговых правонарушений административные штрафы.
Оценивая эти нормы, можно отметить, что законодатель четко разграничил меры государственного принуждения, которые могли применяться за совершение налоговых правонарушений в соответствии с НК РФ и меры государственного принуждения административного взыскания виде штрафа, подлежащие применению к субъектам административно-налоговых правонарушений.
Таким образом, была обозначена позиция относительно возможности использования в борьбе с правонарушениями в области налогов как финансовых санкций (п.
8 ст.
7 Закона РФ «О налоговых органах РФ»), так и административного взыскания в виде штрафа (п.
2 ч.
1 ст.
24, ст.
27 КоАП РСФСР).
В теории административного права к моменту принятия закона, закрепившего статус налоговых органов, сложилась стабильная концепция, обосновывающая такой правовой институт как административная ответственность.
Этому благоприятствовала кодификация законодательства об административных правонарушениях, которая приобрела форму КоАП РСФСР.
102

[Back]