Проверяемый текст
Трифонов Геннадий Федорович. Методологические проблемы синтеза геологических знаний (Диссертация 1997)
[стр. 118]

118 Идеальные объекты, как отмечает В.
И.
Купцов [192, с.
113], в отличие от реальных, характеризуется не бесконечным, а вполне определенным числом свойств.
Это значит, что идеальный объект строится так, что он полностью интеллектуально контролируется.
Кроме того, из первичных идеальных объектов конструируются производные объекты.
Или элементы (части) идеальных объектов и выясняются как отношения их между собой.
Так и с идеальным объектом в целом.

Одним из главных признаков теоретического знания является объяснение.
Проблема объяснения вышла на первое место в связи с необходимостью создания
единой теории и стала одной из важных методологических проблем синтеза.
Синтез требует приведения многообразных явлений в одну систему, чтобы объяснение одного явления стыковалось с объяснением другого.
При этом надо иметь в виду, что хотя мир бесконечно сложен и многообразен, в нем, как пишет Н.Ф.Овчинников, постоянно обнаруживаются
симметрии и инварианты Еще Ф.Бэкон утверждая, что природы порождаются повторением и умножением единообразных частей и элементов.
Бэкон называл это суммативным законом природы
[59, с.
249].
Современное естествознание подтверждает, что природа
«способна», используя лишь ограниченный набор элементов, создавать все многообразие материального мира.
При построении материальных систем имеет место своеобразная
«стандартизация деталей» и средств.
Во всем этом находит свое последнее основание сама возможность существования законов науки вообще и законов сохранения в частности.

Инвариантность составляег саму сущность науки, и именно в этом смысле можно истолковать слова Ж.
Перрена о том, что наука за видимой сложностью ищет невидимую простоту.

Итак, наличие инвариантности, повторения, симметрии является проявлением единства мира и признание этого играет весьма важную роль в объяснении природных явлений.
Отсюда единство
физического знания и возможность единства объяснения.
Последнее вытекает в частности и з того, что
[стр. 126]

126 объектов, свойства которых отсутствуют в предметах реального мира.
Свойства, которыми наделяются идеальные объекты, возникают в результате предельного перехода, в процессе которого, последовательно уменьшая или увеличивая величину реального свойства, приходят к свойству воображаемому.
Например, постепенно уменьшая размеры тела, мы приходим к понятию материальной точки.
Уменьшая промежуток времени, в течение которого определяется скорость движущегося тела, мы в пределе получаем мгновенную скорость, или скорость, которую оно имеет в данной точке.
Идеальные объекты, как отмечает В.И.Купцов (См.: Философия и методология науки.
М., 1996.
С.126-127), в отличие от реальных, характеризуется не бесконечным, а вполне определенным числом свойств.
Это значит, что идеальный объект строится так, что он полностью интеллектуально контролируется.
Кроме того, из первичных идеальных объектов конструируются производные объекты, или элементы (части) идеальных объектов и выясняются как отношения их между собой, так и с идеальным объектом в целом.

Геология тоже имеет дело с идеальными объектами.
Так, идеальным объектом первого уровня в геологии является “фигура Земли”, которую С.В.Калесник определяет так: “Действительная поверхность Земли, с ее бесконечным и разнообразным чередованием возвышений и понижений, весьма неправильна.
Чтобы получить представление о форме Земли, изучают не реальную, а некоторую теоретическую поверхность, внося в понятие о фигуре Земли отвлечения от существующих на Земле неровностей, т.е.
как бы рассматривая ее с достаточно значительного расстояния, на котором эти неровности теряются.
Подобный прием вполне оправдай тем, что радиус Земли по сравнению с самыми высокими горами и самыми глубокими океаническими впадинами очень велик, и наличие гор и впадин не нарушает общего “математического вида планеты”

[стр.,127]

127 (КалесникС.В.
1955.
С.20).
Структурные элементы Земли (геосферы), структурные элементы земной коры представляют идеальные объекты второго уровня.
Следующим уровнем идеальных объектов являются “фации”, “формации” и т.д.
Степень идеализации изучаемых той или иной наукой объектов является показателем ее зрелости, теоретичности.
Но, как заметил В.И.Оноприенко, “в геологию ...
слабо проникают идеи о необходимости выделения идеализированных объектов для разработки законов и теорий” (Оноприенко В.И.
1981.
С.149).
В исторических науках, в том числе и в геологии, для научных построений используются преимущественно индивидуальные объекты.
Это сдерживает выход этих наук за пределы эмпирического уровня исследования и сформулировать законы и теории.
Формирование законов и теорий в геологических науках возможно лишь при условии, что в качестве исходных объектов будут браться не индивидуальные, а идеализированные объекты.
Итак, объектами теоретического знания в геологии являются идеализированные объекты.
Ничего ровным счетом невозможно понять в истории Земли, не составив ее идеальный образ.
В противном случае, мы просто утонули бы в безбрежном море фактов.
Одним из главных признаков теоретического знания является объяснение.
Проблема объяснения вышла на первое место в связи с необходимостью создания
общегеологической теории и стала одной из важных методологических проблем синтеза.
Синтез требует приведения многообразных явлений в одну систему, чтобы объяснение одного явления стыковалось с объяснением другого.
При этом надо иметь в виду, что хотя мир бесконечно сложен и многообразен, в нем, как пишет Н.Ф.Овчинников, постоянно обнаруживаются
ритмы и повторения, симметрии и инварианты.
Еще Ф.Бэкон утверждал, что все различия природы порождаются повторением

[стр.,128]

128 и умножением единообразных частей и элементов.
Бэкон называл это суммативным законом природы
(1978.
С.249).
Современное естествознание подтверждает, что природа
“способна”, используя лишь ограниченный набор элементов, создавать все многообразие материального мира.
При построении материальных систем имеет место своеобразная
“стандартизация деталей” и средств.
Во всем этом находит свое последнее основание сама возможность существования законов науки вообще и законов сохранения в частности.

Поиски этих ритмов и инвариантность составляют саму сущность науки, и именно в этом смысле можно истолковать слова Ж.Перрена о том, что наука за видимой сложностью ищет невидимую простоту.
В геологии идею простоты в природе выражает принцип униформизма, который необоснованно критиковался в течение долгого времени, ибо ясно, что если бы не было единообразия, то установление каких-либо законов было бы вообще невозможно.
Итак, наличие инвариантности, повторения, симметрии является проявлением единства мира и признание этого играет весьма важную роль в объяснении природных явлений.
Отсюда единство
геологического знания и возможность единства объяснения.
Последнее вытекает в частности из того, что
многие геологические процессы носят глобальный характер.
Поэтому для их объяснения надо исходить из каких-то общих единых принципов.
Стремление к единству объяснения, по-существу, было характерно для геологии на протяжении всей ее истории.
Вспомним объяснения Вернера и Геттона.
Но на современном этапе без такого объяснения невозможно говорить об общегеологической теории.
Как отмечает В.С.Швырев, на эмпирической стадии науки тоже имеют место объяснения, которые он называет первичными концептуальными объяснениями, т.е.
объяснение группы эмпирических фактов путем

[Back]