Проверяемый текст
Трифонов Геннадий Федорович. Методологические проблемы синтеза геологических знаний (Диссертация 1997)
[стр. 29]

Знание, заключенное в принципе, остается невостребованным (мертвым), пока не будет включено в реальный поиск познания.
Можно даже говорить о том, что любой элемент научного познания оказывается принципом
(философским или естественнонаучным), если он выступает в качестве основания, исходного положения для теорий, различных видов познавательной либо практической деятельности.
Именно из принципов теории во многом дедуктивно выводятся ее другие положения: законы, следствия и т.д.
Вне этого говорить о какомлибо элементе знания как о принципе неправомерно.

Сами принципы как исходные положения теории нс могут быть выведены, логически получены внутри нее, а требуют выходящего за данную теорию обоснования.
Болес того, даже теоретические законы конкретных наук доказываются лишь опосредованно, путем проверки в эксперименте следствий из них.
Еще более опосредованной является связь философского знания с практикой.
Такая связь осуществляется посредством «философского метода познания...», в котором «...используются операции мышления, состоящие из умозрительных обобщений, исходящих от непосредственно наблюдаемых фактов, а также из опирающихся на эти обобщения логических суждений...» [234, С.
79].
11оэтому умозрительные принципы с первого взгляда напоминают кантовские синтетические суждения а рпоп.
Они не «выводятся из опыта», а являются результатом синтетической деятельности творческого воображения, причем оно создает такие комбинации опытных данных, которые нередко находятся в резком противоречии с известными эмпирическими и теоретическими законами.
Но априорность умозрительных принципов относительна, так как эти принципы выявляются на основе комбинации опытных данных.
К тому же их содержание не является необходимым, поскольку исследователь может строить прямо противоположные принципы.
Наряду с этим такое содержание не может являться врожденным, так как приобретается исследователем в результате тренировки творческого воображения.
29
[стр. 22]

22 те или иные принципы, но не формулируют их.
Как пишет В.И.Шарапов, в геологии есть “в лучшем случае расплывчатые положения, названные принципами, но фактически принципами не являющиеся” (Шарапов И.П.
1989.
С.78).
Геологам привычнее идти по пути наращивания новых фактов.
Но этот путь не всегда самый лучший.
Не меньших, подчас, успехов можно добиться в результате анализа уже накопленных знаний, привлекая для этого анализа достижения логико-методологических исследований.
Более того, как писал К.Гельвеций, знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.
Поэтому необходима общая характеристика принципов и их роли в научном познании.
Под принципом мы понимаем любое устойчивое знание, утвердившееся на данном этапе в качестве научной истины и выступающее как основание познавательной деятельности.
Принципы применяются не только при исследовании самой действительности, но и при анализе уже имеющегося знания, обеспечивая корректировку, упорядочение или синтез знания.
Принцип это действенное знание, направляющее научный поиск на познание объективных закономерностей.
Знание, заключенное в принципе, остается
мертвым, пока не будет включено в реальный процесс познания.
Можно даже говорить о том, что любой элемент научного познания оказывается принципом,
если он выступает в качестве основания для различных видов познавательной либо практической деятельности.
Вне этого говорить о каком-либо элементе знания как о принципе неправомерно.

В связи со сказанным нельзя не вспомнить те принципы, которые выработала народная мудрость и которые стали принципами практической деятельности и принципами общения (в т.ч.
и десять заповедей Библии, “Куй железо пока горячо” (принцип ковки), “Не навреди” (основной принцип деятельности врачей), “пока дышу надеюсь” (один из основных принципов психотерапии), “Готовь сани летом”, “Не зная броду, не суйся

[Back]