Проверяемый текст
Трифонов Геннадий Федорович. Методологические проблемы синтеза геологических знаний (Диссертация 1997)
[стр. 30]

30 Последнее обстоятельство придает принципам некоторое сходство с «конвенциями» Пуанкаре.
Как известно, последний предполагал, что принципы являются скрытными определениями тех понятий, которые в них входят, подобно тому, как правила шахматной игры суть скрытые определения шахматных фигур [280, С.
$8-61].
Поэтому он уподобил принципам правила игры, которые не могут быть истинными или ложными, а только удобными или неудобными (подобно системам координат).
Поскольку исходные принципы как положения логически не выводимы внутри теории, а требуют обоснования, выходящего за ее рамки, то такая теория остается «открытой»: не все истинные утверждения являются доказуемыми в данной теории и могут быть логически выведены в ее рамках.
Принцип, таким образом, имеет характер постулата, исходного положения теории, которое принимается без доказательства, что полностью соответствует этимологии этого слова: лат.
рппсерз = рпти$, 15 первый, начальный + сарю брать, буквально взятое первым, предвзятое, начало, основа; в философии то же, что и основание, то есть то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний.
Но, разумеется, это свободное конструирование принципов не означает какого-либо чистого вымысла, а лишь то, что «воспаряя» к принципам, можно постигнуть более глубокие и существенные свойства действительности.
Принципы конструируются, чтобы теория, построенная на основе этих принципов, получила согласование с опытом.
В физике часто называют те или иные принципы, но не формулируют их.
Как
писал К.
Гельвеций, знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.
Поэтому необходима общая характеристика принципов и их роли в научном познании.

Итак, принцип предельно общее и абстрактное положение, взятое в качестве основы, идеи, лежащей в фундаменте объяснения бытия, его познания.
Только дойдя до принципов можно понять объективную действительность в ее целостности.
Поэтому философские принципы являются наиболее устойчивыми элементами философского знания.
Так, современная философия
[стр. 22]

22 те или иные принципы, но не формулируют их.
Как
пишет В.И.Шарапов, в геологии есть “в лучшем случае расплывчатые положения, названные принципами, но фактически принципами не являющиеся” (Шарапов И.П.
1989.
С.78).
Геологам привычнее идти по пути наращивания новых фактов.
Но этот путь не всегда самый лучший.
Не меньших, подчас, успехов можно добиться в результате анализа уже накопленных знаний, привлекая для этого анализа достижения логико-методологических исследований.
Более того, как писал К.Гельвеций, знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.
Поэтому необходима общая характеристика принципов и их роли в научном познании.

Под принципом мы понимаем любое устойчивое знание, утвердившееся на данном этапе в качестве научной истины и выступающее как основание познавательной деятельности.
Принципы применяются не только при исследовании самой действительности, но и при анализе уже имеющегося знания, обеспечивая корректировку, упорядочение или синтез знания.
Принцип это действенное знание, направляющее научный поиск на познание объективных закономерностей.
Знание, заключенное в принципе, остается мертвым, пока не будет включено в реальный процесс познания.
Можно даже говорить о том, что любой элемент научного познания оказывается принципом, если он выступает в качестве основания для различных видов познавательной либо практической деятельности.
Вне этого говорить о каком-либо элементе знания как о принципе неправомерно.
В связи со сказанным нельзя не вспомнить те принципы, которые выработала народная мудрость и которые стали принципами практической деятельности и принципами общения (в т.ч.
и десять заповедей Библии, “Куй железо пока горячо” (принцип ковки), “Не навреди” (основной принцип деятельности врачей), “пока дышу надеюсь” (один из основных принципов психотерапии), “Готовь сани летом”, “Не зная броду, не суйся

[Back]