Проверяемый текст
Трифонов Геннадий Федорович. Методологические проблемы синтеза геологических знаний (Диссертация 1997)
[стр. 34]

попытался свести безмерное разнообразие физических качеств к ограниченному числу фундаментальных свойств, присущих атому» [115, С.
365].
Принципы формулируются в предельно компактной, краткой форме как система требований, выражающая устойчивый, суммарный момент концепции.

Поэтому в принципах науки все достигнутое знание содержится как бы в свернутом виде, готовое всегда реализоваться во всем богатстве интегрированных в нем определений, фактов, понятий, законов.
При
этом нормы и требования принципа находятся в тесной взаимосвязи и обусловленности.
Сказанное выше подтверждает генетическую и онто-гносеологичсскую связь принципов с практической преобразовательной деятельностью, которая и накладывает свой отпечаток на сам характер принципов как специфической формы познания.
Начиная с глубокой древности знание-принцип отображало наиболее значительные выводы из
практики.
Так, из результатов многовековой земледельческой практики складываются принципы агрономии, из строительных навыков принципы архитектуры, практика взаимоотношений между людьми, соответствующие традиции и нормы закреплялись в принципах морали.
Формирование некоторых научных принципов,
в известном смысле, также связано с обобщением некоторых научных результатов [291, С.
22-31].
При этом принципы науки обладают большой устойчивостью.
Известно, какой
устойчивостью обладали аксиомы (т.е.
принципы) геометрии Евклида.
То же самое можно сказать и о принципах Ньютона.

Успехи механики Ньютона породили убеждение в механической природе всего мира.
Законы Ньютона были объявлены верховным принципом природы.
Уверенность во всемогуществе механики была столь велика, что Лаплас считал возможным, по крайней мере принципиально, установить с ее помощью все будущее и прошедшее мира до мельчайших деталей.
С.
И.
Вавилов писал: «Принципы Ньютона долговечны настолько же, насколько безошибочен опыт, эквивалентом которого они являются; они могут дополняться, обогащаться.
34
[стр. 24]

24 Примером является принцип атомизма, который после превращения атомистической гипотезы в теорию, стал, по Ф.Фейнману, “самым важным, что мы узнали о мире” (Фейнмановские лекции по физике.
М., 1965.
Т.1.
С.23).
В принципах науки все достигнутое знание содержится как бы в свернутом виде, готовое всегда
реализовываться во всем богатстве интегрированных в нем определений, фактов, понятий, законов.
Принципы
формулируются в предельно компактной, краткой форме как система требований, выражающая устойчивый, суммарный момент концепции.

При этом нормы и требования принципа находятся в тесной взаимосвязи и обусловленности.
По своему происхождению, формированию и развитию принципы неразрывно связаны с практически преобразовательной деятельностью, которая и наложила свой отпечаток на сам характер принципов как специфической формы познания.
Начиная с глубокой древности знаниепринцип отображало наиболее значительные выводы из
коллективного и индивидуального опыта.
Так, из результатов многовековой земледельческой практики складываются принципы агрономии, из строительных навыков принципы архитектуры, практика взаимоотношений между людьми, соответствующие традиции и нормы закреплялись в принципах морали.
Формирование некоторых научных принципов
также связано с обобщением результатов практической деятельности: достаточно вспомнить эволюционную теорию Ч.Дарвина, где практические принципы искусственного отбора послужили основой для формулирования теоретических принципов отбора естественного.
Принципы науки обладают большой устойчивостью.
Известно, какой
громадной устойчивостью обладали аксиомы (т.е.принципы) геометрии Евклида.
То же самое можно сказать и о принципах Ньютона.

С.И.Вавилов

[стр.,25]

25 писал: “Принципы Ньютона долговечны настолько же, насколько безошибочен опыт, эквивалентом которого они являются; они могут дополняться, обогащаться, подвергаться некоторому исправлению, но в своей основе несокрушимы” (Вавилов С.И.
Собр.
соч.
Т.11.
С.108).
Устойчивость принципов познания хорошо иллюстрируется историей любой науки, некоторые из них проходят через всю историю той или иной науки.
Так, в геологии некоторые принципы сохранили значение идеалов научности все 200 лет ее существования.
Проблемы, стоящие перед геологией и пути их решения в настоящее время мало отличаются от того, как это имело место чуть ли не 200 лет тому назад.
Еще Д.Бернал утверждал, что в геологии “в XX веке не произошло ничего, что могло бы явиться причиной коренного пересмотра принципов геологии, установленных в XIX веке” (Бернал Д.
С.248).
Но устойчивость не означает неподвижности.
Принципы познания не остаются неизменными, они развиваются.
В зависимости от исторически конкретной ситуации происходит изменение роли того или иного принципа в процессе построения теории.
Хотя все эти принципы в большей или меньшей мере сохраняют свою роль методологических регулятивов, тем не менее роль каждого из них не равнозначна в разные исторические эпохи.
Развитие принципов проявляется в двух моментах.
1.
В конкретизации, уточнении содержания принципов.
Принципы освобождаются от некоторых неточностей, лежащих в основе принципа идеи, учитывая новые данные и включают их в содержание принципа.
То, что принципы изменяясь, остаются в арсенале научного познания, является одним из проявлений преемственности развития научных знаний.
2.
В замене одних принципов другими.
В науке постоянно происходит пересмотр принципов под напором обнаруживающихся противоречий между устоявшимися знаниями и новыми фактами.
Некоторые принципы полностью отбрасываются, ибо выявляется их несоответствие вновь

[Back]