отдать более простой), принцип незамкнутости физических теорий и неограниченности их потенциального развития (отражающий структурную неисчерпаемость объективного мира), дополнительности, целостности, инвариантности, симметрии и др. Вообще анализ регулятивного, нормативного знания содержится уже в работах Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г. Лейбница [59; 108; 202]. Большое внимание уделял этой проблеме И. Кант [149; 150; 151] в своей концепции априорного формирования норм и идеалов научнопознавательной и практической деятельности. Сущность этой концепции заключается в том, что принцип всегда ориентирует людей в их познавательной и практической деятельности, локализует область научного поиска, ориентирует и направляет научный поиск на раскрытие сущности изучаемых объектов. Принцип это нормативное знание, поэтому, не определяя содержания научных идей, принципы существенно ограничивают произвол в выборе основных положений строящейся концептуальной системы. Основные формы нормативности: ограничение, запрет, допущение. Еще Ф. Бэкон подчеркивал, что «когда истина обнаружена, она налагает ограничения на мысли людей» [59, С. 352). Формы нормативности присущи всем научным принципам, но в различной степени. Понятие нормы в данном случае выглядит как понятие меры меры допущения, меры ограничения, смысл которых обнаруживается в запретах. В физической картине мира такого рода запрет накладывается на экстранолируемость принципов в еще не изученную область и реализуется в их определенных границах применимости. А, учитывая научную форму категории «физическая картина мира» принципы принимают несколько иное методологическое значение, чем в рамках физических теорий, выполняя по отношению к ним функции метаязыка. Каждая из конкретно-исторических форм физической картины мира может реализовываться в ряде модификаций, выражающих основные этапы развития научного познания (например, развитие ньютоновских представлений о физическом мире Эйлером, развитие электродинамической картины мира 39 |
28 теоретических знаний, которые локализованы определенной областью значений. Использование их поэтому не должно выходить за границы этой области. Переход к новым принципам всегда является диалектическим скачком в развитии познания. Заканчивается эволюционный период в развитии науки и происходит скачкообразный переход на новый уровень. Если эволюционный этап развития науки идет в рамках принятых принципов, то скачок, революция, переход на новый уровень это нечто иное, как изменение принципов, появление новых принципов. Новые принципы, утверждаясь в науке, всегда оказывают революционизирующее методологическое воздействие на весь процесс познания. Они обладают большей мощностью, чем старые, ибо утверждаются в борьбе со старыми, успевшими приобрести прочность предрассудков и устраняя противоречия, обнаруженные в них. Будучи сформулированными и осознанными, принципы играют огромную роль в научном познании. Четкое осознание принципов помогает добывать новые знания. Основными функциями принципов в научном познании являются регулятивная и синтетическая функция. Регулятивная функция. Анализ регулятивного, нормативного знания содержится уже в работах Ф.Бэкона, Р.Декарта, Г.Лейбница. Большое внимание уделял этой проблеме И.Кант в своей концепции априорного формирования норм и идеалов научно-познавательной деятельности. Сущность этой концепции заключается в том, что принцип всегда ориентирует людей в их познавательной и практической деятельности, локализует область научного поиска, ориентирует и направляет научный поиск на раскрытие сущности изучаемых объектов. Принцип это нормативное знание, поэтому, не определяя содержания научных идей, принципы существенно ограничивают произвол в выборе основных положений строящейся концептуальной системы. Основные формы 29 нормативности: ограничение, запрет, допущение. Еще Ф.Бэкон подчеркивал, что “когда истина обнаружена, она налагает ограничения на мысли людей” (Бэкон Ф. 1972. С.352). Формы нормативности присущи всем научным принципам, но в различной степени. Понятие нормы в данном случае выглядит как понятие меры меры допущения, меры ограничения, смысл которых обнаруживается в запретах. Регулятивную функцию в научном познании выполняют все принципы: философские, общенаучные, формально-логические и частно-научные. Особенно четко регулятивная функция принципов видна на таких принципах, как принцип соответствия, инвариантности, сохранения, простоты, причинности и других, которые первоначально были разработаны в недрах физического познания, а затем стали широко использоваться и в других науках. Они получили название регулятивных. Синтетическая функция. Принципы являются логической формой организации научного знания, выполняют функцию фундаментального, исходного начала теории. Принципы направлены не только на познание объективных процессов, но и на осмысление, оценку другого знания. Принципы накладываются на знания, оказавшиеся в поле их притяжения, они их корректируют, упорядочивают и, в результате возникает новая упорядоченность и повое, диалектически синтезированное знание. В этом смысле принцип можно определить как знание, сквозь призму которого преломляется другое знание. Поэтому по своей логической форме принцип функционирует в качестве “гносеологической призмы”. Именно функционирование принципа как гносеологической призмы обусловливает специфический способ выражения его содержания, представленного совокупностью предписаний, запретов, ограничений, требований и т.д. Являясь средством синтеза, принципы обеспечивают приращение научной информации, переход знания от одного уровня к другому, создание новых концептуальных систем, более информационно емкой теории. |