Л. Бриллюэн отмечает: «Ученый всегда работает на основе некоторых философских предпосылок, и, хотя многие из них могут нс осознавать этого, эти предпосылки в действительности определяют их общую позицию в исследовании» [52, С. 11]. Историко-научный материал дает немало фактов воздействия философских идей на специально-научные открытия и другие формы генезиса физической науки [См.: 48, С. 87; 52, С. 306; 152, С. 178-179]. Итак, любой физик, независимо от того, осознает он этот факт или нет, включает в свой исследовательский арсенал «действительное содержание» мировоззренческих знаний, определяющих исходные пункты научного анализа и влияющих на его ход. Но среди философских принципов в синтезе физической картины мира ведущими (при одновременном присутствии других) принципами являются принципы структурности, историзма и целостности (системности), выражающие три основных подхода, необходимых для познания предмета. В физическом познании применяются и фундаментальные принципы, которые ориентируют на познание объекта как принадлежащего к определенной, изучаемой данным комплексом наук форме движения материи или же к какой-то достаточно общей стороне действительности. К фундаментальным принципам относят принципы соответствия, дополнительности, сохранения, единства симметрии и ассиметрии, историзма, антропный принцип и другие. Эти принципы сначала рассматривались как принципы физики, так как впервые разработаны в физике (за исключением принципа симметрии, разработанного в кристаллографии), но со временем стали общенаучными. Общенаучные принципы по ряду свойств, в частности, по объему, очень близки к философским принципам. Иногда метатеоретические принципы приобретают более общий характер и постепенно становятся общенаучными. Примером такого перехода является принцип симметрии, разработанный впервые в кристаллографии и впоследствии ставший общенаучным, общеметодологическим регулягивом 51 |
32 философских идей и принципов с наибольшей силой проявляется в процессе научных революций. Сегодня влияние философских идей развития науки широко признается исследователями разной философской ориентации. Известный французский физик Л.Бриллюон отмечает: “Ученый всегда работает на основе некоторых философских предпосылок, и, хотя многие из них могут не осознавать этого, эти предпосылки в действительности определяют их общую позицию в исследовании 44 (Бриллюэн Л. 1966. С. 11). Историко-научный материал дает немало фактов воздействия философских идей на специально-научные открытия и другие формы генезиса науки. ( См.: Борн М. 1987. С.87., Бройль Л. де. 1962. С.306., Капица П.Л. 1974. С.178-179., Лукина Т.А. 1977. С.113., Микулинский С.Р. 1971. С.20). Итак, любой геолог, независимо от того, осознает он этот факт или нет, включает в свой исследовательский арсенал “действительное содержание” мировоззренческих знаний, определяющих исходные пункты научного анализа и влияющих на его ход. Такими философскими принципами являются принципы единства мира, неисчерпаемости материи, историзма, противоречия, отражения, детерминизма, конкретности истины, всеобщей связи и другие. Но при синтезе геологических знаний в качестве ведущих (при одновременном присутствии других) являются принципы структурности, историзма и целостности (системности), т.е. три основных подхода, которые необходимы для познания предмета. В геологическом познании применяются и общенаучные принципы, которые ориентируют на познание объекта как принадлежащего к определенной, изучаемой данным комплексом наук форме движения материи или же к какой-то достаточно общей стороне действительности. К общенаучным принципам относятся принципы соответствия, дополнительности, сохранения, единства симметрии и ассиметрии, 33 историзма, антропный принцип и другие. Эти принципы впервые были разработаны в физике (за исключением принципа симметрии, разработанного в кристаллографии) и поэтому рассматривались как принципы физики. Но со временем они стали общенаучными. Общенауч принципы по ряду свойств, в частности по объему,очень близки к философским принципам. И, наконец, в геологическом познании применяются собственно геологические (или частнонаучные) принципы. Они позволяют раскрыт специфику объекта, познавать объект во всей его единичности и уникальности. В качестве такого принципа можно привести правила установления относительного возраста осадков, существующие в геохронологии. Так, из закона напластования Н.Стено вытекает принци согласно которому пласты, залегающие выше по разрезу, требуется рассматривать как более молодые по сравнению с теми, которые залега ниже. Иногда частнонаучные принципы приобретают более общий характер и постепенно становятся общенаучными. Примером такого перехода является принцип симметрии, разработанный впервые в кристаллографи и впоследствии ставший общенаучным, общеметодологическим регулятивом научной работы теоретика-естествоиспытателя. То же можно сказать и о принципе актуализма (“Настоящее ключ к познанию прошлого”), разработанного в геологии и ставшего одним из методологических регулятивов любого исторического исследования. Еще в большей степени это относится к принципу дополнительности. Этот принцип, применявшийся первоначально Бором как средство разрешения противоречий корпускулярно-волнового дуализма в кванто объектах и использования понятий классической и квантовой физики, н сводимых друг к другу,сейчае уже становится общенаучным. Еще сам Бор писал, что и “в других областях знаний мы встречаемся с ситуация |