Проверяемый текст
Трифонов Геннадий Федорович. Методологические проблемы синтеза геологических знаний (Диссертация 1997)
[стр. 59]

59 1.2.
Основные подходы в логико-гносеологическом обосновании синтеза физической картины мира как генетическая и онгогносеологическая проблема Принцип историзма, его сущность.
В основу теории познания исторически легли науки, которые, как представлялось, изучают мир, взятый «сам по себе».
Такие науки формировались под влиянием тех же факторов и идеалов научности, которые формировали и физическую картину мира.
Это и было достигнуто в физике через посредство соединения математического фундамента и эксперимента.
С тех пор и начался этап взаимной смены различных физических картин мира от механической до квантово-полевой.
Процесс формирования физической картины мира шел параллельно формированию превратного сознания и независимо от него.
Таким образом, принцип историзма, несущий представления о качественно различных уровнях организации материи, о мире как развивающейся целостности, являлся на протяжении длительного времени ведущим принципом в познании физических объектов и процессов.
Становление принципа историзма связано с познанием развития, качественных изменений явлений и предметов окружающего мира.
В основе принципа историзма лежит идея развития.
Как пишет Н.
П.
Французова,
«принцип историзма это своеобразная конкретизация идеи развития применительно к исследованию той или другой области действительности» [337, С.
421.
Поскольку это так, то необходимо уточнить содержание понятия
«развитие».
Развитие есть процесс, в котором наряду с качественными изменениями есть нечто устойчивое, неизменное,
то есть то, что делает предметы на фоне их непрерывных изменений самими собой, а также то, что повторяется, то есть определенная цикличность.
Эти два момента (изменение и устойчивость) составляют развитие и являются основой принципа историзма.
Но они в реальном
физическом познании оказались разобщенными.
[стр. 45]

45 до сих пор не установлена.
Поэтому вопрос о влиянии радиоактивности на тектонику земного шара остается гипотезой “(Войткевич Г.В.
1970.
С.
146).
Как видим, представления о формировании Земли и других планет путем аккреции первоначального холодного вещества газопылевого обла подвергаются серьезной критике.
В последние годы астрофизика и планетология получили результаты,которые существенно изменили представления о происхождении и начальной стадии развития Земли.
Это идея об аккрец горячих планетезималей остывших фрагментов массивных звезд.
Но геологическая мысль еще не в достаточной мере отреагировала на эти представления.
2.
Принцип историзма, его сущность, структура и роль в синтезе геологических знаний.
Геологический объект, тем более Земля в целом это развивающийся объект, поэтому проблема развития в геологии занимает центральное место.
Как писал академик Ф.Ю.Левинсон-Лессинг, геология самая историчная из естественных и самая естественная из исторических наук.
Специфика геологии историзм, она, по В.И.Вернадскому, имеет загадк “вчера сегодня завтра” (Вернадский В.И.
1955.
С.45 ).
Задачей геологических наук является выяснение и познание того, что было, что происходило, и почему происходило миллионы, миллиарды лет назад, и во что оно сегодня превратилось.
Поэтому принцип историзма, несущий представления о качественно различных уровнях организации материи, о мире как о развивающейся целостности, являлся на протяжении длительного времени ведущим принципом в познании геологических объектов и процессов.
Принцип историзма относится к тем принципам, с которых начались

[стр.,47]

47 обычно говорят об историко-генетическом подходе.
В основе принципа историзма лежит идея развития.
Как пишет Н.П.Французова,
“принцип историзма это своеобразная конкретизация идеи развития применительно к исследованию той или другой области действительности” (Французова Н.П.
1972.
С.42).
Поскольку это так, то необходимо уточнить содержание понятия
“развитие”.
Развитие есть процесс, в котором наряду с качественными изменениями есть нечто устойчивое, неизменное,
т.е.
то, что делает предметы на фоне их непрерывных изменений самими собой, а также то, что повторяется,
т.е.
определенная цикличность.
Эти два момента (изменение и устойчивость составляют развитие и являются основой принципа историзма.
Но они в реальном
геологическом познании оказались разобщенными.
Принцип историзма учитывает только момент изменчивости, а устойчивость, единообразие лежит в основе другого принципа уннформизма.
Итак, униформизм также является принципом и он основывается на признании устойчивости, покоя, единообразия в ходе развития.
Существование единообразия как в пространственном, так и временном отношении не вызывает сомнения.
Если бы не было устойчивости, единообразия, то каждый раз нам приходилось бы говорить о развитии чего-то нового.
Так, когда мы говорим о развитии осадочного процесса, мы твердо уверены, что развивается именно осадочный процесс.
Если бы не было такого единообразия, были бы невозможны какие-либо общие умозаключения, невозможно было бы прогнозировать наступление тех или иных событий в будущем.
Отражением такого единообразия и являе принцип уннформизма, впервые четко сформулированный Ч.Лайелем (1830-1833).
Позже, в частности, во время Литологической дискуссии и Всесоюзного совещания по осадочным породам в СССР (1949-1952) этот принцип встретил резко негативную оценку как метафизический.
Однако ничего метафизического в этом принципе нет.
Признание единообразия

[Back]