Проверяемый текст
Трифонов Геннадий Федорович. Методологические проблемы синтеза геологических знаний (Диссертация 1997)
[стр. 60]

Принцип историзма учитывает только момент изменчивости, а устойчивость, единообразие лежит в основе другого принципа униформизма.
Общая идея развития в физике складывается из движения материи как способа ее существования и принципа всеобщей связи.
Но наличие взаимодействия как предпосылки к изменению, развитию устанавливается принципом унитарности, вытекающим из квантовой теории.
Согласно нему, исход той или иной реакции можно предсказать только в терминах вероятностей, то есть сумма вероятностей всех возможных исходов включая тот случай, когда взаимодействия между частицами не происходят вообще должна равняться единице.
Другими словами, можно считать доказанным, что частицы либо взаимодействуют друг с другом, либо нет.
Итак, униформизм также является принципом и он основывается на признании устойчивости, покоя, единообразия в ходе развития.
Существование единообразия как в пространственном, так и временном отношении не вызывает сомнения.
Если бы не было устойчивости, единообразия, то каждый раз нам приходилось бы говорить о развитии чего-то нового.
Так, когда мы говорим о развитии
какого-либо фи зического процесса, мы твердо уверены, что развивается именно этот физический процесс.
Если бы не было такого единообразия, были бы невозможны какие-либо общие умозаключения, невозможно было бы прогнозировать наступление тех или иных событий в будущем.
Отражением такого единообразия и является принцип
униформизма, впервые четко сформулированный Ч.
Лайелем (1830-1833).

Следует отметить, что мы не абсолютизируем это единообразие и не противопоставляем, не отрываем его от других сторон развития, поэтому невозможно представить данный принцип как метафизичный.
Таким образом, униформизм является принципом и он в познании физических объектов требует учета наличия устойчивости в процессе развития.
Принципом является и акгуализм, что вытекает из формулы актуализма: «Настоящее ключ к познанию прошлого».
Здесь нет указания конкретных процедур, а говорится только о «ключе», то есть пути исследования.
60
[стр. 47]

47 обычно говорят об историко-генетическом подходе.
В основе принципа историзма лежит идея развития.
Как пишет Н.П.Французова, “принцип историзма это своеобразная конкретизация идеи развития применительно к исследованию той или другой области действительности” (Французова Н.П.
1972.
С.42).
Поскольку это так, то необходимо уточнить содержание понятия “развитие”.
Развитие есть процесс, в котором наряду с качественными изменениями есть нечто устойчивое, неизменное, т.е.
то, что делает предметы на фоне их непрерывных изменений самими собой, а также то, что повторяется, т.е.
определенная цикличность.
Эти два момента (изменение и устойчивость составляют развитие и являются основой принципа историзма.
Но они в реальном геологическом познании оказались разобщенными.
Принцип историзма учитывает только момент изменчивости, а устойчивость, единообразие лежит в основе другого принципа
уннформизма.
Итак, униформизм также является принципом и он основывается на признании устойчивости, покоя, единообразия в ходе развития.
Существование единообразия как в пространственном, так и временном отношении не вызывает сомнения.
Если бы не было устойчивости, единообразия, то каждый раз нам приходилось бы говорить о развитии чего-то нового.
Так, когда мы говорим о развитии
осадочного процесса, мы твердо уверены, что развивается именно осадочный процесс.
Если бы не было такого единообразия, были бы невозможны какие-либо общие умозаключения, невозможно было бы прогнозировать наступление тех или иных событий в будущем.
Отражением такого единообразия и являе принцип
уннформизма, впервые четко сформулированный Ч.Лайелем (1830-1833).
Позже, в частности, во время Литологической дискуссии и Всесоюзного совещания по осадочным породам в СССР (1949-1952) этот принцип встретил резко негативную оценку как метафизический.
Однако ничего метафизического в этом принципе нет.
Признание единообразия

[Back]