Проверяемый текст
Трифонов Геннадий Федорович. Методологические проблемы синтеза геологических знаний (Диссертация 1997)
[стр. 61]

61 В связи с этим возникает вопрос: почему знания, полученные при изучении процессов, совершающихся в настоящее время, в какой-то мере можно перенести на процессы, совершавшиеся в прошлом? Можно выделить три аспекта ответа на эти вопросы.
Во-первых, в познании мы всегда идем от известного к неизвестному.
В этом смысле знание современных процессов, даже если они в чем-то и отличаются от происходивших ранее, помогают познать прошлое, направляют ход наших мыслей.
Во-вторых, настоящее и прошлое взаимосвязаны.
Настоящее есть некоторый результат развития, генетически обусловлено прошлым, есть результат предшествующей истории, одна из ступеней исторического развития.
Всякий развивающийся объект есть общий итог его предшествующего развития.
Структура той или иной системы содержит в более или менее трансформированном виде свою собственную историю.
Высшая ступень развития предмета содержит все
его предшествующие ступени.
Это означает, что
явления действительности постоянно повторяются в одних и тех же сочетаниях, что им наряду с особенным присуще и общее.
Это объективная закономерность.
Это и позволяет переносить на прошлое знания, полученные при изучении современного
состояния объектов.
К.
Маркс писал: «Анатомия человека ключ к анатомии обезьяны».
Зрелое, развитое состояние объекта позволяет выявить ростки, тенденции, заложенные в менее зрелых формах.
Правда,
«зрелое» или «незрелое», «развитое» или «неразвитое» это такие вещи, которые в физике, применительно к веществу, нелегко установить, может быть даже и вообще невозможно.
В-третьих, любой объект, пока он существует как данный объект, даже и изменяясь, остается самим собой.
Значит, в нем есть что-то устойчивое, повторяющееся.
И познание этого устойчивого момента в настоящем позволяет нам это знание переносить на прошлое.
Это устойчивость, преемственность в развитии
и есть основа принципа униформизма.
Итак, настоящее является исходным пунктом любого исторического исследования.
Следовательно, теоретическое рассмотрение реальной истории
[стр. 48]

48 будет метафизичным только тогда, когда мы будем абсолютизировать это единообразие и будем противопоставлять и отрывать его от других сторон развития.
Итак, униформизм является принципом и он в познани геологических (да и любых вообще) объектов требует учета наличия устойчивости в процессе развития.
Принципом является и актуализм, что вытекает из формулы актуализма: “Настоящее ключ к познанию прошлого”.
Здесь нет указан конкретных процедур, а говорится только о “ключе”, т.е.
пути исследования.
В связи с этим возникает вопрос: почему
настоящее может быть ключ к познанию прошлого? Почему знания, полученные при изучении процессов, совершающихся в настоящее время, в какой-то мере можно перенести на процессы, совершавшиеся в прошлом? Можно выделить три аспекта ответа на эти вопросы.
Во-первых, в познании мы всегда идем от известного к неизвестному.В этом смысле знание современных процессов, даже если они в чем-то и отличаются от происходивших ране помогают познать прошлое, направляют ход наших мыслей.
Во-вторых, настоящее и прошлое взаимосвязаны.
Настоящее есть некоторый результат развития, генетически обусловлено прошлым, есть результат предшествующей истории, одна из ступеней исторического развития.
Всякий развивающийся объект есть общий итог его предшествующего развития.
Структура той или иной системы содержит в более или менее трансформированном виде свою собственную историю.Высшая ступень развития предмета содержит в
себе его предшествующие ступени.
Это означает, что
в настоящем есть то, что было в прошлом.
Это означает, что явления действительности постоянно повторяются в одних и тех же сочетаниях, что им наряду с особенным присуще и общее.
Это объективная закономерность.
Это и позволяет переносить на прошлое знания, полученные при изучении современного


[стр.,49]

49 состояния объектов.
К.Маркс писал: “Анатомия человека ключ к анатомии обезьяны”.
Зрелое, развитое состояние объекта позволяет выявить ростки, тенденции, заложенные в менее зрелых формах.
Правда
“зрелое” или “незрелое” , “развитое” или “неразвитое” это такие вещи, которые в геологии, применительно к земному веществу, нелегко установить, может быть даже и вообще невозможно.
В-третьих, любой объект, пока он существует как данный объект, даж и изменяясь, остается самим собой.
Значит, в нем есть что-то устойчиво повторяющееся.
И познание этого устойчивого момента в настоящем позволяет нам это знание переносить на прошлое.
Это устойчивость, преемственность в развитии.

Это и есть основа принципа униформизма.
Итак, настоящее является исходным пунктом любого исторического исследования.
Следовательно, теоретическое рассмотрение реальной истории
происходит прямо противоположным образом,оно противоположно действительному развитию.
Это значит, что актуализм очень близок принципу историзма.
Но принцип историзма шире, чем актуализм, ибо требует сопоставления не только настоящего с прошлым но и различных этапов прошлого друг с другом.
В этом вся и разница.
Но при рассмотрении соотношения настоящего и прошлого важно учитывать не только их преемственность, но и их качественные различи ибо, там, где есть развитие, настоящее и прошлое не совпадают.
Развити представляет собой разность состояний объекта, которую нельзя не учитывать при его исследовании.
Например, в исследовании геологическ процессов, в частности осадочного породообразования, исходят из того, хотя современные осадки и напоминают ископаемые породы, они не тождественны.
В связи с этим академик Н.М.Страхов писал: “Древнюю седиментацию нельзя целиком уложить в рамки современной.
У нее есть отличия, и чем древнее эпохи истории Земли, к которым мы обращаемся тем более существенными становятся эти различия.
В сущности этого

[Back]