Проверяемый текст
Лукьянов, Валентин Михайлович; Педагогическое содействие самоопределению молодежи на военную профессию (Диссертация 1999)
[стр. 25]

сти человека, прямо или непосредственно влияют на формирование у него склонности и направленности личности в целом (О.В.
Баженов, 2007; А.Я; Голубчиков, 1993; Е.Н.Прошицкая, 1991; H.A.
Шабалина, 2005).
Более действенным мотивом является идеал как высшая цель, основное направление личных устремлений человека.
Наличие устойчивых идеалов свидетельствует о высоком уровне развития личности, о выраженной направленности
(A.A.
Коростелева, 1992).
Одной из особенностей идеала является его тесная связь с мировоззрением.
В идеале, как в фокусе, концентрируются существенные особенности мировоззренческих взглядов и убеждений.
Мировоззрение является самым высоким по содержанию и побудительной силе мотивом деятельности.
Представляя собой, совокупность знаний, убеждений и взглядов на природу и общество, происходящие в нем события, мировоззрение человека определяет его жизненные стремления, характер и содержание потребностей, мотивы деятельности
(O.A.
Коротун, 1992).
Мировоззрение находится в диалектической взаимосвязи с потребностями и другими элементами направленности личности.
Формируясь в процессе удовлетворения духовных потребностей, в первую очередь потребности в познании, и-преобразовании окружающей природной и социальной среды, мировоззрение становится самостоятельным феноменом, от которого
зависят содержание, уровень, характер проявления и способ удовлетворения присущих человеку потребностей (Э:Ф: Зеер; 2007; Е.А.
Климов, 2007).
Вся сложная совокупность мотивов деятельности человека простых и сложных; устойчивых, длительных и кратковременных, ситуативных; широких социальных, коллективистских и узколичных; ведущих и
подчиненных и т.д., выступающих в неразрывном единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности, являются его мотивационнойсистемой, стержнем направленности личности (А.К.
Маркова, А.Б.
Орлов, Л.М.
Фридман, 1983; В:М.
Коротков и др., 1990; A.B.
Батаршев, 2007).
Все элементы, мотивационной системы человека не являются равнозначными.

Они находятся в определенной субординации, представляют собой
[стр. 29]

В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба этих момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различно.
Интересы характеризуются содержанием (на что направлены), широтой (объемом) и устойчивостью (длительностью).
Устойчивый интерес, как правило, перерастает в такой мотив, как склонность.
Она выражается в постоянном стремлении заниматься определенной деятельностью.
Склонность предполагает также наличие способностей.
позволяющих успешно овладеть специальностью и совершенствоваться в ней.
Склонность и способности диалектически взаимодействуют между собой.
Склонность является одним из возможных факторов развития способностей.
Способности, в свою очередь, обеспечивая достижение успехов в деятельности человека, прямо или непосредственно влияют на формирование у него склонности и направленности личности в целом.
Более действенным мотивом является ибеал как высшая цель, основное направление личных устремлений человека.
Наличие устойчивых идеалов свидетельствует о высоком уровне развития личности, о выраженной направленности.

Одной из особенностей идеала является его тесная связь с мировоззрением.
В идеале, как в фокусе, концентрируются существенные особенности мировоззренческих взглядов и убеждений.
Мировоззрение является самым высоким по содержанию и побудительной силе мотивом деятельности.
Представляя собой совокупность знаний, убеждений и взглядов на природу и общество, происходящие в нем события, мировоззрение человека определяет его жизненные стремления, характер и содержание потребностей, мотивы деятельности.

М ировоззрение находится в диалектической взаимосвязи с потребностями и другими элементами направленности личности.
Формируясь в процессе удовлетворения духовных потребностей, в первую очередь потребности в познании и преобразовании окружающей природной и социальной среды, мировоззрение становится самостоятельным феноменом, от которого
2 9

[стр.,30]

зависят содержание, уровень, характер проявления и способ удовлетворения присущих человеку потребностей.
От мировоззрения зависят личная целеустремленность человека, его интересы, идеалы и другие мотивы деятельности.
И не случайно Н.Ф.
Феденко пишет, что «...
мировоззрение не только и не просто мотив.
Оно содержание личности» (172, с.
286).
Поэтому есть основания считать, что у человека со сформировавшейся направленностью личности главным его компонентом, основой всех побуждений и жизненных стремлений является его мировоззрение.
По своей психологической структуре мировоззрение включает знания, взгляды и убеждения.
Его основой являются знания как совокупность усвоенных человеком сведений о сложных связях и отношениях между предметами явлениями и событиями, происходящими в природе и обществе.
Переходной ступенью от знаний к убеждениям выступают взгляды.
Они выражают главным образом степень понимания окружающего мира, согласие или несогласие личности с теми или иными явлениями действительности.
Во взглядах проявляется отношение человека к тому, что происходит вокруг.
Когда знания и взгляды сливаются с чувством и волей человека, становятся его личным достоянием, основой поведения, то происходит их превращение в убеждения, обладающие огромной побудительной силой.
Под убеждениями нужно понимать устойчивый «сплав» из познавательных, эмоциональных и волевых элементов.
Это знания и взгляды, проникнутые чувствами и волевыми устремлениями человека.
В соответствии с формами общественного сознания, различают убеждения идейно-политические, нравственные, правовые, эстетические, естественно-научные, атеистические или религиозные, а также профессиональные и бытовые.
Вся сложная совокупность мотивов деятельности человека простых и сложных: устойчивых, длительных и кратковременных, ситуативных; широких социальных, коллективистских и узколичных; ведущих и
30

[стр.,31]

подчиненных и т.д., выступающих в неразрывном единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности, являются его мотивационной системой, стержнем направленности личности.
«Мотивационная система личности, пишет В.Г.
Асеев, представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения человека, открывающихся ему и наблюдателю в виде потребностей, интересов, целей, влечений, идеалов и пр., которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность, через которые преломляются все внешние воздействия социальной и физической среды, которые представляют собой своеобразное активно-действенное отражение действительности» (6, с.
4 Ю), Все элементы мотивационной системы человека не являются равнозначными.
рядоположенными.
Они находятся в определенной субординации, представляют собой
сложную иерархию.
Причем соотношение между различными мотивами не является постоянным, неизменным.
В той или иной обстановке, в определенной деятельности человека ведущими, смыслообразующими могут становиться различные мотивы.
Кроме потребностей и мотивов, направленность личности человека включает в себя его жизненные цели.
В психологическом плане цель это мысленное представление, идеальный образ конечного результата деятельности.
Цели показывают, к чему стремится человек в своей жизни.
Цели могут быть далекими или близкими по времени их осуществления, существенными для человека, выражающими его генеральную линию в жизни, или случайными, иметь личное и общественное значение и т.д.
Далекие и близкие существенные цели, выступают, как правило, в диалектическом единстве.
Суть этого единства состоит в том, что каждая близкая цель является лишь средством, определенной ступенью в достижении цели далекой.
Тем самым далекая цель превращается в близкую.
И чем ближе она становится, тем больше побуждает человека к активной, настойчивой деятельности по ее достижению.
31

[Back]