связи с этим представляется важным сформулировать ряд положений, которые в своей совокупности могут составить основу современной парадигмы деятельности, а, следовательно, и деятельностного подхода. 1. По своему категориальному статусу деятельность относится к общенаучным категориям. Она наполняется смыслом и содержанием, когда употребляется для обозначения человеческой деятельности, фиксирует отношение человека к миру, обществу, самому себе. 2. Деятельность есть универсальный, внутренне детерминированный способ бытия человека, в процессе которой осуществляется свободная самореализация его сущностных сил, самоценность, самодостаточность и творческий потенциал личности, реализуются её жизненные смыслы, цели, программы. 3. Деятельность выступает своеобразным срезом сознательной активности индивидов в единстве внутренней и внешней сторон. Ведущая роль в её содержании принадлежит внутренней стороне, так как она определяет вектор поступков и поведения человека, соизмеренный с направленностью его мотивов, целей, потребностей, интересов и ценностей. 4. Первостепенное значение для становления и развития деятельности человека имеет труд, реализующий разнообразные потребности людей в духовных и материапьных благах и ценностях, познании, образовании, общении, красоте, самоутверждении (И.И. Чангли, 1981). Труд выполняет воспитательно-дисциплинирующую, ценностно-ориентирующую, корректирующую, организационную и другую функции. 5. Производной от деятельности вообще, которая осуществляет предельно широкой сфере объективной деятельности, системе «человек природа общество человек» выступает деятельность социальная (Н.С. Пряжников, 2007). Её специфика заключается в том, что объектом здесь выступает социум, весь спектр общественных отношений, связей возникающих между социальными субъектами и объектами. Социальная деятельность как бы абстрагируется от взаимодействия человеком и природой и концентрирует своё внимание 33 |
Таким образом, все компоненты прежней схемы расчленения деятельности (действия, операции, мотивы и т.д.) выступают в новом, «более психологическом» качестве, когда они начинают изучаться в их процессуальное™. Это относится и к цели, которая тоже не является изначально целиком и полностью готовой и данной, а, напротив формируется по ходу психического (в частности, мыслительного) процесса. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью субъекта с личностным аспектом (с мотивацией, способностями, рефлексией и т.д.). Это и есть взаимосвязь личностного и процессуального аспектов мышления. Мотивы и цели человека в ходе мышления характеризуют последнее преимущественно в личностном, т.е. прежде всего в деятельностном аспекте. Иначе говоря, это не два разных и рядоположенных плана личностный идеятельностный, а один, поскольку деятельность осуществляется только личностью. Деятельностный подход, разрабатываемый в рамках современного социально-философского знания, должен с одной стороны, учитывать данные естественных и гуманитарных дисциплин, уделяя должное внимание объективированной, предметно-практической стороне человеческой деятельности, а с другой больший акцент делать на субъективированных, духовно-идеальных её элементах мотивационнопобудительных. познавательных, ценностно-мировоззренческих, культурно-эстетических. нравственно-психологических. В связи с этим представляется важным сформулировать ряд положений, которые в своей совокупности могут составить основу современной парадигмы деятельности, а, следовательно, и деятельностного подхода. 1. По своему категориальному статусу деятельность относится к общенаучным категориям. Она наполняется смыслом и содержанием, когда употребляется для обозначения человеческой деятельности, фиксирует отношение человека к миру, обществу, самому себе. 2. Деятельность есть универсальный, внутренне детерминированный способ бытия человека, в процессе которой осуществляется свобод4 2 ная самореализация его сущностных сил. самоценность, самодостаточность и творческий потенциал личности, реализуются её жизненные смыслы, цели, программы. 3. Деятельность выступает своеобразным срезом сознательной активности индивидов в единстве внутренней и внешней сторон. Ведущая роль в её содержании принадлежит внутренней стороне, так как она определяет вектор поступков и поведения человека, соизмеренный с направленностью его мотивов, целей, потребностей, интересов и ценностей. 4. Первостепенное значение для становления и развития деятельности человека имеет труд, реализующий разнообразные потребности людей в духовных и материальных благах и ценностях, познании, образовании, общении, красоте, самоутверждении [184, с. 64]. Труд выполняет воспитательно-дисциплинирующую. ценностно-ориентирующую, корректирующую, организационную и другую функции. 5. Производной от деятельности вообще, которая осуществляет предельно широкой сфере объективной деятельности, системе «человек природа общество человек» выступает деятельность социальная [179, с. 240]. Её специфика заключается в том, что объектом здесь выступает социум, весь спектр общественных отношений, связей возникающих между социальными субъектами и объектами. Социальная деятельность как бы абстрагируется от взаимодействия человеком и природой и концентрирует своё внимание на социальном качестве активности людей, опредмечиваясь в таких социокультурных явлениях, как знания, смысл, язык, речь, ценности, нормы, идеи, социальная практика. Социальная деятельность как реально существующий, внутренне единый и в то же время дифференцированный процесс, рассматриваемый на уровне специфических типов, видов, форм и способов, позволяет более конкретно выделить воинскую деятельность, раскрывающую диалектическое взаимодействие воинского труда и мышления. 4 3 |