торых развёртываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, в соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей. Усвоение системы ценностей воинской деятельности отдельной личностью является одним из условий её социализации и поддержание нормативного порядка в обществе (А.Т. Ростунов, 1982; О.В.Баженов, 2007; О.В. Сыченков, 2007 и др.). Воинская деятельность имеет немало специфического в проявлениях нравственности. В социальном плане нравственные ориентиры людей в процессе воинской деятельности едины, тождественны, неразрывны с моральными процессами, протекающими в обществе. Вместе с тем, характер реализации этих общих принципов и положений в условиях воинской деятельности своеобразен и специфичен. Ещё Платон отмечал, что моральные добродетели проявляются в зависимости от сословия: добродетель мудрости присуще философии; умеренность ремесленникам; а мужество и храбрость воинам. Этика воинской деятельности рассматривает специфику проявление морали в процессе её осуществления, пути и способы формирования морально-боевых качеств воинов и проявления их в условиях войны. Важным специфическим требованием этики воинской деятельности является постоянная готовность и моральные способности осуществлять вооружённое насилие в интересах защиты общества, достичь поставленных командованием целей даже ценой самопожертвования (Б.Ю. Гогохия. 2007; А.А.Федосеев, 2005; О.В. Сыченков, 2006, 2007). Воинская деятельность является одной из немногих сфер человеческой деятельности, где моральные нормы исполнения долга требуют в случае необходимости отдать свою жизнь на благо Отечества. Морально-боевые качества: отвага, мужество, героизм, воинская честь и гордость, способность к беспрекословному повиновению и многие другие составляют существенные черты воинской морали (О.В. Баженов, 2007; А.В.Андреев, 2007). Специфика военной морали заключается не только в требовании особых качеств, но и в особенном характере их проявления и форми36 |
В качестве объекта воинской деятельности может выступать как предмет окружающей действительности, так и человек, постоянно изменяющийся под её воздействием. Изменение общества приводит к изменению воина, позволяет ему, как субъекту деятельности, постоянно развиваться. Воинская деятельность имеет социальное, человеческое и культурное значение. Она представляет собой «предметную ценность» как объект ценностного отношения, оценивается в плане добра и зла, истины или неистинны, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания воинской деятельности, закрепляются в общественном сознании и культуре (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами жизнедеятельности общества. В ценностных категориях выражены предельные ориентации знаний о воинской деятельности, интересов и предпочтений различных общественных групп и личностей. Каждое исторически конкретное общество может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей воинской деятельности, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социального признания воинской деятельности (данным обществом и социальной группой), на основе которых развёртываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, в соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей. Усвоение системы ценностей воинской деятельности отдельной личностью является одним из условий её социализации и поддержание нормативного порядка в обществе. Воинская деятельность имеет немало специфического в проявлениях нравственности. В социальном плане нравственные ориентиры людей в процессе воинской деятельности едины, тождественны, неразрывны с моральными процессами, протекающими в обществе. Вместе с тем, ха45 рактер реализации этих общих принципов и положений в условиях воинской деятельности своеобразен и специфичен. Ещё Платон отмечал, что моральные добродетели проявляются в зависимости от сословия: добродетель мудрости присуще философии; умеренность ремесленникам; а мужество и храбрость воинам. Этика воинской деятельности рассматривает специфику проявление морали в процессе её осуществления, пути и способы формирования морально-боевых качеств воинов и проявления их в условиях войны. Важным специфическим требованием этики воинской деятельности является постоянная готовность и моральные способности осуществлять вооружённое насилие в интересах защиты общества, достичь поставленных командованием целей даже ценой самопожертвования. Воинская деятельность является одной из немногих сфер человеческой деятельности, где моральные нормы исполнения долга требуют в случае необходимости отдать свою жизнь на благо Отечества. Морально-боевые качества: отвага, мужество, героизм, воинская честь и гордость, способность к беспрекословному повиновению и многие другие составляют существенные черты воинской морали. Специфика военной морали заключается не только в требовании особых качеств. но и в особенном характере их проявления и формирования. Специфику воинской деятельности, её отличие от других видов деятельности можно рассмотреть и по другому направлению. Всеобщими структурными элементами человеческой деятельности являются: предметная деятельность, труд, общение и игра. Воинская деятельность, несомненно, является предметной деятельностью, то есть воздействует на материальные объекты. Следовательно, её специфика в большей степени проявляется в других всеобщих структурных элементах деятельности общении, труде и игре. Специфика общения как обмена информацией, осуществляемого в воинской деятельности, заключается в том, что, в отличие от общения в невоенной сфере, оно имеет известный предел открытости, а в ряде слу4 6 |