Проверяемый текст
Лукьянов, Валентин Михайлович; Педагогическое содействие самоопределению молодежи на военную профессию (Диссертация 1999)
[стр. 88]

88 По мнению И.Д.
Карцева (1983), суть саморазвития заключается не только в осознании человеком его необходимости, но и в мобилизации духовных сил на практическую его реализацию в деятельности по самовоспитанию и саморазвитию.
Важным условием самореализации личности является самопознание.
Самопознание и самореализация находятся в диалектическом единстве.
Самореализация —это не только завершение одного цикла самопознания, но и начало нового.
Самореализация как сознательный и активный процесс возможна лишь тогда, когда личность осознает свои интересы, потребности и способности, которые она воплощает, опредмечивает в практической деятельности, в этом смысле, как пишет И.Д.
Керестень
(1987), самоопределению всегда предшествует процесс самопознания (как причина), в результате которого у человека складывается определенная «самомодель», то есть обобщенное, концентрированное представление его о самом себе, о своем «Я».
Для этого необходимы две способности —предвидения и быстрого нахождения новых решений при
непредвиденнОхМ изменении обстановки.
В свою очередь, важнейшим условием предвидения, пишет Г.П.
Щедровицкий
(1994), является запас знаний и умение оперировать ими.
Другое условие предвидения умение проникать в замыслы врага, что предполагает своеобразную психологическую культуру ума, предполагает, что полководец является, по B.C.
Чудному
(1995), «крупным практическим психологом», что невозможно без очень широкого общего развития.
По мнению Н.М.
Конжиева (1986), еще в большей мере полководцу необходимо быть «практическим психологом» для осуществления другой стороны его деятельности: управления, командования вверенными ему войсками, руководства непосредственно подчиненными ему командирами, воспитания и подготовки войск и т.д.
Все это предполагает основательную профессиональную подготовку, в которой велика роль самоопределения человека, его активности в самопознании как механизма подготовки психологической.
Итак, подчеркнем еще раз, что в нашей методике активность самоопределения субъекта опосредуется профессиональной «самомоделью», «образом
[стр. 97]

«субъективное отношение» является родовым (87).
Напршмер.
«личностный смысл» раскрывает субъективное отношение в смысловом аспекте, в его связи с общественно выработанными значениями, «смысловая установка» в мотивационном, «чувства» в аффективном, «ценностные ориентации» в аспекте общей направленности личности, отношения личности (по В.Н.
Мясищеву) определяют субъективную позицию личности в окружающей ее действительности.
Нам импонирует мысль академика РАО Е.А.
Климова о том, что самоопределение молодежи это осознанный и управляемый процесс, «в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности» (76, с.91).
Такой взгляд на проблему предполагает составление его программы, то есть выработку представления образа о тех способностях, знаниях, навыках, умениях, личностных качествах, которые он стремится сформировать в процессе самовоспитания.
Если рассматривать самоопределение как понятие родовое, то его компонентами будут самообразование, самодисциплина, саморазвитие, самосовершенствование.
По мнению И.Д.
Карцева, суть саморазвития заключается не только в осознании человеком его необходимости, но и в мобилизации духовных сил на практическую его реализацию в деятельности по самовоспитанию и саморазвитию (74, с.
10-13).
Важным условием самореализации личности является самопознание.
Самопознание и самореализация находятся в диалектическом единстве.
Самореализация это не только завершение одного цикла самопознания, но и начало нового.
Самореализация как сознательный и активный процесс возможна лишь тогда, когда личность осознает свои интересы, потребности и способности, которые она воплощает, опредмечивает в практической деятельности, в этом смысле, как пишет И.
Керестень,
самоопределению всегда предшествует процесс самопознания (как при97

[стр.,98]

чина), в результате которого у человека складывается определенная «са• момодель», то есть обобщенное, концентрированное представление его о самом себе, о своем «Я» (75, с.
119).
Как добиться этого в условиях воинской деятельности? Ответ на этот вопрос можно получить при анализа размышлений Б.М.
Теплова: «Война область недостоверного; три четверти того, на чем строится действие на войне, лежит в тумане неизвестности.
Военная деятельность представляет собой совокупность действий, происходящих в области тьмы, или, по меньшей мере, сумерек...».
Поэтому ум полководца всегда должен быть к тому, чтобы «мерцанием своего внутреннего света прозреть сгустившиеся сумерки и нащупать истину» (164).
Для этого необходимы две способности предвидения и быстрого нахождения новых решений при
непредвиденном изменении обстановки.
В свою очередь, важнейшим условием предвидения, пишет Г.П.
Щедровицкий.

является запас знаний и умение оперировать ими (199, с.
14-21).
Другое условие предвидения умение проникать в замыслы врага, что предполагает своеобразную психологическую культуру ума, предполагает, что полководец является, по B.C.
Чудному,
«крупным практическим психологом», что невозможно без очень широкого общего развития (190, с.
14-15).
По мнению Н.М.
Конжиева, еще в большей мере полководцу необходимо быть «практическим психологом» для осуществления другой стороны его деятельности; управления, командования вверенными ему войсками, руководства непосредственно подчиненными ему командирами, воспитания и подготовки войск и т.д.
(71, с.59).
Все это предполагает основательную профессиональную подготовку, в которой велика роль самоопределения человека, его активности в самопознании как механизма подготовки психологической.
Итак, подчеркнем еще раз, что в нашей методике активность самоопределения субъекта опосредуется профессиональной «самомоделью», «образом
потребного будущего» (75).
«концепцией собственного 98

[Back]