воздействие? Парадокс полноценного самоопределения молодежи на военную профессию заключается в том, что именно в трудных условиях происходит настоящее становление (и самоопределение) личности, ведь то, что в благополучных условиях воспринимается как норма, в сложных условиях нередко расценивается как поступок. Но нельзя считать, что внешне благополучные условия не способствуют полноценному самоопределению. Такие условия создают предпосылки для совершения поступков иного качества, поэтому великие люди встречаются в самые разные эпохи (в «благополучные» и в «неблагополучные»). В нашей методике вопрос ставился и в такой редакции: что вообще является полноценной ценностно-нравственной ориентацией? Нередко ответ на такой вопрос пытаются дать через так называемые «общечеловеческие ценности» как реально существующие для подавляющего большинства людей, то, как быть с высшими, то есть лучшими мировоззренческими ценностями, которые всегда были привилегией избранных? Иногда в качестве основы общечеловеческих ценностей выделяют христианские заповеди, которые, действительно во многом определили европейскую цивилизацию, но в какой степени эти заповеди являются обязательными для представителей других религий и для атеистов? А тем более для специалистов военных профессий. В других случаях в качестве основы общечеловеческих ценностей выделяют «Всеобщую декларацию прав человека», а для педагогики —«Конвенцию о правах ребенка», но и здесь возникает вопрос, а не являются ли многие права и свободы лишь «декларацией» для большинства людей, живущих в разных странах, включая современную Россию? Возникает и другой еще более сложный вопрос, на который трудно ответить однозначно, а должен ли человек вообще ориентироваться на какие-то единые для всех ценности, не будет ли это препятствовать его творчеству при построении перспектив собственного развития? Изучая основы ценностно-нравственного самоопределения молодежи на военную профессию, можно воспользоваться идеями гуманистического на |
является неотъемлемой частью самоопределения, но поскольку такая добровольность не всегда может быть осмысленной и действительно приводить человека к полноценной самореализации, то возникает вопрос, в какой мере профконсультант (педагог, военный психолог) могут оказывать на самоопределяющегося курсанта свое воздействие? (129, с. 189). Отметим и то, что парадокс полноценного самоопределения молодежи на военную профессию заключается в том, что именно в трудных условиях происходит настоящее становление (и самоопределение) личности, ведь то, что в благополучных условиях воспринимается как норма, в сложных условиях нередко расценивается как. поступок. Но нельзя считать. что внешне благополучные условия не способствуют полноценному самоопределению. Такие условия создают предпосылки для совершения поступков иного качества, поэтому великие люди встречаются в самые разные эпохи (в «благополучные» и в «неблагополучные»). В нашей методике вопрос ставился и в такой редакции: что вообще является полноценной ценностно-нравственной ориентацией? Нередко ответ на такой вопрос пытаются дать через так называемые «общечеловеческие ценности» как реально существующие для подавляющего большинства людей, то как быть с высшими, то есть лучшими мировоззренческими ценностями, которые всегда были привилегией (или уделом) избранных? Иногда в качестве основы общечеловеческих ценностей выделяют христианские заповеди, которые, действительно во многом определили европейскую цивилизацию, но в какой степени эти заповеди являются обязательными для представителей других религий и для атеистов? А тем более для специалистов военных профессий. В других случаях в качестве основы общечеловеческих ценностей выделяют «Всеобщую декларацию прав человека», а для педагогики «Конвенцию о правах ребенка», но и здесь возникает вопрос, а не являются ли многие права и свободы лишь «декларацией» для большинства людей, живущих в разных странах, включая современную Россию? Возникает и другой еще более сложный вопрос, на который трудно ответить однозначно, а должен ли человек вообще ориентироваться на какие-то единые для всех ценности, не будет ли это препятствовать его творчеству при построении перспектив собственного развития? Изучая основы ценностно-нравственного самоопределения молодежи на военную профессию, можно воспользоваться идеями гуманистического направления в философии и психологии о праве человека на самобытность, не ущемляющую при этом права на самобытность других людей. Таким образом, главным нравственным ориентиром может выступать стремление к построению уникальной, неповторимой жизни, наполненной профессиональным творчеством (через нахождение личностных смыслов в выполняемой работе) и реальным добром по отношению к другим людям, то есть это право на уникальность, не ущемляющее таких же прав других людей (129, с. 232). Применительно к нашей конкретной социо-военной ситуации современной России можно выделить следующие основные психологопедагогические условия полноценного профессионального и личностного самоопределения курсантов: а) общественное внимание, «престижность» рассмотрения данного вопроса; б) наличие в обществе достойных ценностей и идеалов (примеров для подражания); в) достаточное количество подготовленных военных специалистов. способных оказать психолого-педагогическую поддержку самоопределителя имеющемуся курсанту; г) наличие специальных активизирующих профконсультационных методов, рассчитанных на работу с различным контингентом, в различных учебно-воспитательных учреждениях и в различных условиях; д) внутренняя готовность самих курсантов к творческому взаимодействию с профконсультантом и ориентация на последующее осознание |